В кафедральном евангелическо-лютеранском соборе Петра и Павла в Москве накануне состоялась конференция "Реформация: от конфронтации к диалогу". Форум был приурочен к 500-летию Реформации, которое будет отмечаться в 2017 году, 440-летию Лютеранской Церкви в России и 110-летию собора Петра и Павла в Старосадском переулке, сообщает "Благовест-инфо".
"Это не только радостный, но и грустный день. Но это не день разделения. Мы можем подумать об опыте, о том, что произошло, о перспективах единства", - сказала в приветственном слове администратор по внешним связям Евангелическо-лютеранской Церкви европейской России (ЕЛЦ ЕР), пропст Центрального пропства, координатор женской работы ЕЛЦ ЕР Елена Бондаренко. Задача конференции, заявленная организаторами, - осмысление опыта Реформации; поиск точек соприкосновения, а не разделения между христианами. Конференция носит экуменический характер.
Пастор Московской библейской Церкви Константин Лысаков процитировал один из 95 тезисов Мартина Лютера, начинающийся словами любви. "Меня всегда поражало, что документ, с которого начинается Реформация, начинаются трагические события, по сути является приглашением к дискуссии. Приглашая, Лютер аргументирует и свою позицию", - сказал пастор, пожелав участникам встречи "с одной стороны, дискуссии, с другой - аргументированной позиции".
Участников конференции приветствовали также секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Архиепископа Кентерберийского в Москве преподобный Клайв Ферклаф, пастор лютеранской общины при Посольстве Германии в РФ Алена Хофман, пастор Московской протестантской церкви Бен Колвет. Координировал работу форума Константин Артемьев.
Историк-москвовед Павел Гнилорыбов рассказал об истории Немецкой слободы и кафедрального собора святых Петра и Павла в Старосадском переулке. Община Петра и Павла существовала уже в 1620 году. Храм первоначально строили близ Поганых (Чистых) прудов, затем строительство было перенесено в Немецкую слободу (ныне район станции метро "Бауманская"). После пожара 1812 года храм не подлежал восстановлению, и община приобрела усадьбу Лопухиных в Космодамианском (нынешнем Старосадском переулке). Храм сначала напоминал перестроенный усадебный дом. Постепенно перестраивался, появилась колокольня. Достраивался в 1860-х годах, а также в начале ХХ века. В 1905 году, в разгар первой революции, был освящен. После революции 1917 года в храме был размещен кинотеатр "Арктика", затем студия "Диафильм". Уже в 50-х годах был снесен шпиль, а часы с колокольни были перенесены на здание ФСБ на Лубянской площади, где находятся до сих пор. В 1990-е годы началась передача собора верующим, затем началась реставрация. 2010 год считается годом возрождения собора, когда был полностью восстановлен шпиль.
Ректор католического Института святого Фомы священник Томас Гарсия призвал понимать Реформацию и Контрреформацию как одно движение и смотреть на Лютера как на человека своего времени. А это было время ожидания Реформации в Церкви, время кризиса теологии, а также кризиса Аристотелевой философии. Сейчас, в преддверии юбилея 2017 года, перед католиками и протестантами стоят одни и те же вызовы времени: секуляризация, социальная несправедливость. "Мы отмечаем юбилей в эпоху экуменизма, в век глобализации, нам надо перенимать опыт верующих из разных стран", - сказал докладчик, отметив, что сегодня мы тоже нуждаемся в реформе. Сегодня есть возможность "очистить, исцелить воспоминания наших Церквей".
Андрей Десницкий, консультант Института перевода Библии, научный сотрудник Института востоковедения РАН, выступил с докладом "Экуменизм умер, да здравствует экуменизм", в котором отметил, что экуменизм на официальном уровне исчерпал себя. Остановившись на некоторых основных тезисах Реформации ("только вера", "только благодать", "только Писание"), он предложил взглянуть на них сквозь современную проблематику. "А готовы ли мы к тому, что Священное Писание будет не в европейской одежде?" - спросил он, говоря о беженцах, которые сильно отличаются от европейцев. Можем ли мы поделиться христианством с людьми, не требуя от них стать венграми, поляками, немцами? Готовы ли мы вступить с ними в диалог? Экуменизм XXI века будет заключаться в совместном поиске ответа на эти вопросы, считает докладчик. "Но мы опаздываем с этим, нам уютно в нашем маленьком средневековье. Мы приводим человека не ко Христу, а субкультуре", - считает библеист.
Директор Информационной службы Римско-католическоай Архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов рассказал об изменении взглядов католиков на Реформацию. В XX веке появились движения - экуменическое, библейское и литургическое, появилось желание новой религиозности. Католики искали более евангелические формы для своей жизни. Это привело к изменению взгляда на Реформацию и личность Мартина Лютера. Он напомнил также о словах кардинала Йозефа Ратцингера (будущего Папы Бенедикта XVI), сказанных еще в 70-е годы: экуменический энтузиазм 60-х приведет к новому ожесточению из-за невозможности легко достичь понимания. "Термин "экуменическая зима" был виден в 70-х годах", - отметил Кирилл Горбунов. "Свидетельство любви, которое мы можем дать, важнее того, что достигнем в богословском диалоге. Тогда общее переживание верности Христу неизбежно будет притягивать друг к другу", - подытожил докладчик.
Доктор теологии, ректор Евангелическо-лютеранской теологической семинарии в Санкт-Петербурге Антон Тихомиров рассказал о разнообразии церковных песнопений, написанных в разное время, в разных стилях, имеющих различную популярность. Докладчик показал, как можно на уровне поэзии найти точки соприкосновения, найти путь к экуменическому диалогу. Подходы авторов различны, но их прежде всего объединяет любовь к Церкви.
Ведущий Константин Артемьев выразил надежду, что конференция станет началом более регулярного общения.
Форум завершился торжественным богослужением, посвященным юбилею Реформации.