По конституции Эстонии, сухопутная граница страны определена Тартуским мирным договором от 2 февраля 1920 года - эта статья и являлась отправной точкой эстонской делегации на переговорах о границе с Россией Сторонники восстановления территориальной целостности довоенной Эстонской Республики считают, что подписание договора, узаконивающего границу в нынешнем виде, позволит России считать датой рождения Эстонской Республики не 1918 год, когда она была провозгл
 
 
 
По конституции Эстонии, сухопутная граница страны определена Тартуским мирным договором от 2 февраля 1920 года - эта статья и являлась отправной точкой эстонской делегации на переговорах о границе с Россией
Архив NEWSru.com
 
 
 
Сторонники восстановления территориальной целостности довоенной Эстонской Республики считают, что подписание договора, узаконивающего границу в нынешнем виде, позволит России считать датой рождения Эстонской Республики не 1918 год, когда она была провозгл
Архив NEWSru.com

По конституции Эстонии, сухопутная граница страны определена Тартуским мирным договором от 2 февраля 1920 года - эта статья и являлась отправной точкой эстонской делегации на переговорах о границе с Россией.

Эстония также утверждает, что в 1994 году РФ демаркировала российско-эстонскую контрольную линию, которая возникла в результате произвольного перемещения государственной границы в годы советской оккупации. В результате этого перемещения Эстония потеряла 2 334 кв. км, что составляет 5% ее территории.

В России этот эпизод описывают совершенно иначе:

По Брестскому миру Россия уступила Германии часть своей территории, в том числе и Печерский район с городами Печера и Изборск, которые потом отошли от немцев Эстонской республике. В 1920 году с Эстонией был заключен Тартуский договор, где границы были закреплены. Изменены административные границы были уже после того, как прибалтийские страны вошли в состав Советского Союза.

Сторонники восстановления территориальной целостности довоенной Эстонской Республики считают, что подписание договора, узаконивающего границу в нынешнем виде, позволит России считать датой рождения Эстонской Республики не 1918 год, когда она была провозглашена, а 1991 год, когда Эстония вышла из состава СССР. При этом эстонские политики обычно подчеркивают, что не собираются настаивать на фактическом возврате территорий и готовы удовлетвориться юридическим признанием совершенной в отношении их страны несправедливости.

Таким образом, объектами по сути виртуальных притязаний Таллинна являются:

- территории на восточном берегу р.Нарва Кингисеппского района Ленинградской обл. общей площадью 0,8 тыс кв. км (бывшие волости Выска, Добручин, Горск и Нарва, вошедшие в состав Ленинградской области в 1944 году, сейчас это Ивангород),

- Печорский район Псковской области общей площадью 1,5 тыс. кв. км (бывшие волости Петсери/Печора, Слобода, Паниково и часть волости Избара/Изборск, которые находились в составе Петсеримаского уезда ЭР, и были включены в состав Псковской области в 1944 г.).

Сету - этническая группа эстонцев, которая много веков живет вдоль берегов Псковского озера. Начиная с XV столетия, озеро и земли вокруг принадлежали Печорскому монастырю. Но только к XIX веку среди сету повсеместно утвердилось православие. Служба в церкви преимущественно ведется на эстонском языке.

Язык сету - особое наречие выруского южноэстонского диалекта. В материальной и духовной культуре сету, а также в языке сильно русское влияние". Вот, например, как описывает газета "Пярнусский экспресс" языковые особенности народа: "Что вы скажете о таком словообразовании, как tsäjmaja?.. Так именуется на местном наречии сетуская чайная. Образовалось название от русского слова "чай" и эстонского maja (дом)."

В Печерском районе Псковской области есть несколько деревень народности сету, большая часть которой живет на юго-востоке Эстонии (в приграничных районах - около 2 тысяч человек, а если считать по всей стране, то около 4 тысяч сету).

По данным последней российской переписи, общее число сету - 170 человек. По данным сетуского собрания старейшин Эстонии, на российской стороне остается около 2000 сетусцев и примерно 50 сетуских деревень. По мнению эстонской оппозиции, договор о границе окончательно расколет ареал проживания этой этнической общности, близкой эстонцам по языку, но исповедующей православие. Сету выступают за культурную автономию Сетомаа на территории Эстонии под эгидой ЮНЕСКО.