"Напрасно мы думали, что Кафка и Оруэлл писали антиутопии. На самом деле, они писали инструкции ЦИК. Что наглядно проявилось на заседании 6 августа", - пишет депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга в Facebook.

"Когда обсуждали жалобу Елены Русаковой из "Яблока" на отказ в регистрации.
Часть подписей Русаковой забраковали из-за технической ошибки нотариуса. Кандидат заикнулась, что не может отвечать за нотариуса. Получила суровую отповедь от членов ЦИК Николая Левичева и Николая Булаева.

Левичев: Как можно говорить, что кандидат не отвечает за нотариуса? Если вы в оппозиции, вы должны помнить, что "для вас барьерчик чуть повыше".

Булаев: Вы к нотариусу пришли за услугой. Он оказывал ее при вас. Это нужно было вам. Вы следили.

Представитель Русаковой: Но мы не нотариусы сами, мы не знаем всех норм из приказов Минюста.

Булаев: Вы должны были сами убедиться.

Член МГИК Реут: На выборах работает не только базовый закон "Об основных гарантиях", но и другие законы — о нотариате в том числе. Надо было проверять, чтобы все было по закону.

Это, простите, как?

С какого перепугу для оппозиции "барьерчик чуть повыше"? Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие? И с какого перепугу кандидат должен следить за нотариусом, проверяя, все ли он правильно и по закону делает? Тогда за что нотариус получает деньги?

Продолжение последовало, когда обсуждали отказ в регистрации юристу ФБК Любови Соболь. Ее представители принесли независимую почерковедческую экспертизу, сделанную организацией "Версия", и опровергавшую экспертизу МВД, которая забраковала часть подписей.

Глава ЦИК Элла Памфилова: такая проверка должна была занять не меньше двух недель, а у вас она заняла двое суток.

Представитель Соболь: почему к "Версии" у вас есть вопросы, а к экспертам МВД нет? Они за четыре часа наши подписи проверили — вы говорили, что нужно две недели по вашим письмам.

Памфилова: В окружной комиссии были одни эксперты, у нас в ЦИКе — другие. Про четыре часа это неправда.

Представитель Соболь: Правда, мы вели запись.

Памфилова: Еще одно такое замечание, и я вас выведу из зала!

ЦИК обсуждает жалобу Дмитрия Гудкова. И Николай Левичев упрекает представителя Гудкова в попытке вывести обсуждение "за пределы правового поля в плоскость здравой логики". Видимо, Левичеву недоступную.

Кафка и Оруэлл нервно курят в углу. Думаете, такое только в Москве? Ошибаетесь.

Петербург, Василеостровский суд, рассматривается отказ в регистрации кандидатам от "Яблока" в муниципальном округе "Морской". Причина отказа - якобы не сообщили в избирательную комиссию округа "Морской" о проведении партийной конференции по выдвижению кандидатов. Вранье: сообщили, направили телеграмму, которую почтальон принес, вручил - а избирком потом заявил, что вручили какому-то не тому лицу. И вообще, комиссия в это время сидела не там.

С точки зрения закона (статья 54 Гражданского кодекса, если что), неважно, кому вручили телеграмму по юридическому адресу комиссии (он не менялся). Доставили по этому адресу? Все, считается полученным. Чтобы не пытались устраивать игру в прятки и потом делать вид, что ничего не получали. Казалось бы, все просто? Но нет, суд отказывает в жалобе "яблочников"! С аргументацией, от которой оторопь берет: почта не выполнила свои обязанности, не вручила избирательной комиссии телеграмму, но отвечать за это должны кандидаты - и правильно их сняли с выборов. Представители комиссии при этом уверяли, что "Яблоко" должно было проверить, что телеграмма доставлена. Не проверили? Сами виноваты.

В том же округе "Морской" другого кандидата от "Яблока" снимают за то, что вовремя не исправила недочеты в документах. Почему не исправила? А потому, что извещение об этих недочетах комиссия направила ей на неверный электронный адрес. Что сказала комиссия в суде? Что кандидат должна была сделать все, чтобы получить извещение. Что сказал суд? Согласился с комиссией...

Это - абсолютно перевернутый мир. Нотариусы существуют для того, чтобы удостоверять документы. Идя к нотариусу, гражданин не должен предварительно перечитать закон о нотариате и все инструкции Минюста, и внимательно следить - все ли нотариус делает правильно. Более того: попытка вмешаться в работу нотариуса будет совершенно незаконной. Наконец, гражданин не может быть никак наказан за ошибку нотариуса.

Эксперты-почерковеды существуют для того, чтобы делать экспертизы. Если они их сделали - их надо учитывать. А не отмахиваться от них.

Почта существует для того, чтобы доставлять сообщения - письма и телеграммы. Отправляя телеграмму, отправитель резонно полагает, что почта сделает все, чтобы ее доставить. И он не должен это контролировать. И не должно быть наказания за то, что не проконтролировал.

Но мы сегодня видим прямо противоположную логику - в ЦИКе, в местных избиркомах, в суде. И это логика извращенного абсурда. Это все равно, как если бы врач выписал вам не то лекарство, и вам после этого стало хуже. Вы идете жаловаться - а вам говорят: сами виноваты, надо было проверить, что врач назначает все правильно...

ЦИК обсуждает питерские выборы, где муниципальные избирательные комиссии откровенно прятались от кандидатов, не принимали документы, врали и изворачивались. И все тот же зампред ЦИК Николай Булаев заявляет: мало у "Яблока" боевых отрядов! Что партия делала, чтобы пробиться в комиссии? Наш представитель ему отвечает: депутат Вишневский ездил по избиркомам. "Сколько он дверей в комиссии сломал?", - спрашивает Булаев...

Видимо, зампред ЦИК думает, что он так шутит. Если бы я так пошутил в блоге - про создание "Яблоком" боевых отрядов, - наверное, уже объяснялся был перед Следственным комитетом. А если бы попытался ломать двери - тут же получил бы уголовное дело.

Кстати, для справки: в три особо прятавшихся муниципальных избиркома - "Черная Речка", "Кронверкское", "Екатеринофский", - мне попасть все же удалось. Правда, без сломанных дверей...

Последнее.

Все это было бы смешно. Но это мерзко и противно. Противно, когда черное в открытую называют белым. Когда врут, не краснея. Когда отрицают очевидное. Впрочем, это ведь не сейчас началось. И не только на выборах. "Это нельзя понять, к этому можно только привыкнуть", - было сказано в старом анекдоте. Вот только привыкать очень не хочется".