"Бодания на Украине вокруг животрепещущего вопроса относительно национальной принадлежности церквей нам, атеистам, конечно, по барабану. Какая разница?! Тем более что, как вроде бы сами же православные уверяют, бог у них без национальности, сидит на облаке, повелевает и эллинами, и иудеями одинаково – поэтому, строго говоря, даже само обозначение "Русская православная церковь" звучит довольно странно. Почему русская?" - задается вопросом социальный психолог в "Живом журнале".

"К тому ж, если разобраться чуть подробней, то и вовсе выяснится, что весь сыр-бор "славян между собою" идет по такому насквозь материалистическому поводу, как – кто будет содержать в дальнейшем украинских православных со всеми их приходами и лаврами: российский бюджет или все же украинский? В таком деле и вовсе сам бог велел нам, российским атеистам, болеть за украинцев! Из простых патриотически-фискальных соображений. Пусть уже украинцы победят и сами содержат свои лавры, а?

Отсюда же, кстати, становится понятно, почему, несмотря на невероятный накал патриотизма внутри самой Украины, подкрепляемый позицией украинской власти в лице самого Порошенко – процесс отделения УПЦ от РПЦ идет все ж довольно туго, с постоянными провисаниями и торможениями. Дело в том, что украинские попы, хоть и патриоты, и за неньку пасть порвут – а все ж вопрос с дальнейшим финансированием их, видимо, несколько тревожит, и даже искренний раж Порошенко их не до конца убеждает.

Понятен и невероятный пыл РПЦ во главе со своим Патриархом: если деньги для УПЦ шли/идут через РПЦ – есть явная угроза того, что потоки (из которых всегда можно было зачерпнуть) сильно обмелеют или совсем иссякнут. Зачем же перегонять деньги на Украину в ее приходы, если они станут незалежными? Незачем. Вот РПЦ и старается как может – убеждает украинцев "одуматься".

Все это было бы совсем скучно и предсказуемо – но есть и один занятный момент. Прямо-таки целая мозговая косточка для наших отечественных конспирологов. Скандал с отделением вольнолюбивых хохлов в собственное православие (видимо, через i) совершенно неожиданно вскрыл удивительную, по крайней мере для меня, несамостоятельность и даже приниженность нашей Российской ПЦ. Я-то ведь (атеисту простительно) с детства был уверен, что РПЦ во всяком случае "своя собственная", а если от кого и зависит – то, как водится, только от российского государства (которое уж зато помыкает ей, как хочет).

А оказывается – нет! Есть, как выяснилось, какая-то, прости господи, Константинопольская (!) церковь – и вот она-то и является главной! Там и некий "томос", там и Патриарх – не какой-то "русский", а сразу Вселенский – и именно от решения этого человека (про которого в России до 2018 года, уверен, никто и не слышал) зависят, скажем, вопросы подчинения/неподчинения Российской ПЦ других церквей, а то и, как уже говорят горячие головы, и все прочие вопросы касаемо управления православными в мире. И это – какая-то совсем маленькая церковь, что пикантно, расположенная в мусульманском (!) государстве. И, что еще прикольнее – заправляют в этой маленькой церквушке... кто? Правильно, американцы. Ну как тут не стать конспирологом?!

А какие были у нас величественные попы: все в золоте, на "Мерседесах" ездят, с пылью борются. Тут пришли американцы – американцы! – вытащили из какого-то пыльного чулана "Вселенского патриарха" - и все, мишура пооблетела, вдруг выяснилось, что никаких методов против Кости Сапрыкина у нас нет и не было.

Даже как-то обидно стало за православных. Ни томоса, ни автокефалии. Да и бог с ними! О душе надо думать".