"Сообщают, что сотрудники НИЦЭМ им. Гамалеи, разрабатывающие вакцину от нового коронавируса на основе аденовирусного вектора*, ввели ее себе и рады-довольны. Хорошая это новость или плохая? В США их всех и их самодовольное начальство уволили бы сразу. Это называется неодобренные эксперименты над людьми, и они там запрещены законом", - пишет врач-педиатр на своей странице в Facebook.

"Мне кажется, это яркий пример разницы двух подходов: science-based и evidence-based. Российские ученые, свято верящие в науку, ставят ее выше практики и вводят себе препарат, который теоретически должен работать.

Практика исследований вакцин на аденовирусных векторах говорит, что все не так однозначно. Это перспективное направление, но в нем много подводных камней - от ранней нейтрализации аденовирусов иммунной системой до преобладания иммунного ответа на вектор вместо ответа на целевой антиген, который этот вектор несет.

Сейчас уже работают с третьим поколением аденовирусных векторов - а ведь в теории должно было сработать и первое. Кроме того, на сегодня, насколько я знаю, нет ни одной одобренной и применяемой в практике вакцины, сделанной по этой технологии. Они все на стадии изучения.

Но бравые российские ученые готовы пить склянки с холерой и забыть о правилах, которые написаны кровью и испражнениями своих предшественников. У российской медицины свой путь".


* Это означает, что к модифицированному аденовирусу, который неплохо знает пути в человеческом организме, присоединяется кусок генетического кода того микроорганизма, против которого мы хотим получить иммунитет, в данном случае - SARS-CoV-2. Вектор в молекулярной биологии - переносчик генетического материала внутрь клетки.