В Венеции пройдет премьера фильма Алексея Германа-младшего "Гарпастум"
 
 
 
В Венеции пройдет премьера фильма Алексея Германа-младшего "Гарпастум"
Архив NEWSru.com

В четверг на Венецианском кинофестивале пройдет официальная премьера фильма российского режиссера Алексея Германа-младшего "Гарпастум". Картина стала единственным российским художественным фильмом конкурсной программы. Это второй полнометражный фильм 29-летнего Алексея Германа-младшего, сына известного российского кинорежиссера Алексея Германа.

Картина "Гарпастум" была снята за пять месяцев, а смонтирована за 2 месяца. Garpastum - это название античной игры, которая считается предшественницей футбола.

Действие картины происходит в Санкт-Петербурге в канун Первой мировой войны. Два брата упиваются своей страстью к футболу и своей молодостью, не замечая ни Серебряного века, ни грозных признаков надвигающиейся эпохи. В главных ролях дебютировали Евгений Пронин и Даниил Козловский. В картине снимались Чулпан Хаматова, Гоша Куценко, Леонид Мозговой, Павел Романов. Идея проекта принадлежит продюсеру Александру Вайнштейну, сценарий написан им вместе с Олегом Антоновым в 2003 году, в 2004 году для реализации проекта Вайнштейн пригласил режиссера Алексея Германа-младшего.

Первый фильм Германа-младшего "Последний поезд" в 2003 году получил главный приз кинофестиваля в Салониках "Золотой Александр", отечественную премию "Ника" и удостоился специального упоминания жюри на Международном Венецианском фестивале.

Кроме фильма Германа, в Венеции в параллельных программах конкурса участвуют фильм Алексея Федорченко "Первые на луне", "Вокальные параллели" Рустама Хамдамова (формально москвич Хамдамов представляет Казахстан), и лента Георгия Параджанова "Да будут наши дни длинными".

Как отмечает Коммерсант, в этом году огромная программа, собранная директором Марко Мюллером и дополненная несколькими фильмами альтернативных "Венецианских дней", предложила множество различных путей развития кинематографа - от любовной реконструкции классики до свирепого авангарда. Особенно много представлено картин азиатских режиссеров.

Азиатское кино, по мнению критиков, легко отказывается от "европейского" гуманизма, хотя часто оперирует его же символами. В "Сочувствии госпожи Месть" (в западном прокате - "Леди Вендетта") корейца Чхан Ук Пака героиня, отсидевшая девять лет в тюрьме и расправляющаяся со злодеями самыми изощренными способами, стилизована под деву Марию ради усиления комического эффекта.

В "Мэри" католика-провокатора американца Абеля Феррары пародируется скандал вокруг фильма Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа", который 16 лет назад разразился в Венеции. Жюльетт Бинош играет артистку Мэри, которая, в свою очередь, играет Марию Магдалину в вымышленном фильме "Это моя кровь".

"Габриель" Патриса Шеро тоже обращается к мифам европейской культуры, только светским. История супружеской измены благодаря великолепным декорациям, костюмам, "оперному" музыкальному обрамлению, актерским работам Изабель Юппер и Паскаля Грегори и режиссуре превращается в "отблеск высоких киномелодрам Висконти и оказывается ближе всех к шедевру", отмечает "Коммерсант".

Фавориты Венеции

Пока в числе основных претендентов на "Золотого льва" в основном конкурсе - картина "Спокойной ночи и удачи" Джорджа Клуни. И все же, отмечает издание, фестиваль начинает испытывать тоску по шедевру, которого не было. Пресса, особенно итальянская, готова схватиться в этой ситуации хоть за соломинку. Уже третий год подряд подспудный сюжет фестиваля связан с ненаграждением итальянских картин, что будоражит патриотические чувства.

Из трех конкурсных итальянских фильмов показан пока только один - "Дни одиночества" Роберто Фаэнцы - о женщине, переживающей внезапный уход мужа. Но и эта картина, и две другие, заявленные хозяевами фестиваля, вряд ли станут фаворитами.

Помимо фильма Клуни есть еще один фаворит, отмечаемый итальянской прессой, - "Персона нон грата" Кшиштофа Занусси. Картина польско-российско-итальянского производства понравилась многим "своей вызывающей старомодностью", отмечает "Коммерсант".

По сюжету два героя после смерти жены одного из них начинают копаться в прошлом, одновременно сталкиваясь в своем отношении к жизни и карьере. Один из героев поляк, другой русский, оба дипломаты.

Между тем в схватку за обладание "Золотыми львами" вступают все новые участники. Так, трехчасовую полемику с фильмом Бернардо Бертолуччи "Мечтатели" предложил француз Филипп Гаррель, уже получавший Золотого льва Венеции за фильм "Ночной ветер". Теперь он снова в конкурсе с "Обычными влюбленными". Фильм рассказывает о событиях 1968 года, когда по случаю увольнения директора Парижской синематеки Анри Ланглуа по Франции прокатилась волна студенческих протестов и молодежь вышла на баррикады. Гаррель описывает реакцию молодых людей на эти события.

Третью часть своей трилогии о мести показал кореец Парк Чан-Вук, автор любимой картины Квентина Тарантино "Олдбой", получившей в Канне серебро. Фильм называется "Сочувствие госпоже Месть", и снова в его названии выражен практически весь сюжет: мы должны сочувствовать женщине, которая мстит.

Двадцатилетняя героиня приговорена к тюрьме за убийство мальчика. Она хороша собой и даже спустя тринадцать лет заключения все еще считается тюремной топ-моделью. Но она еще не потеряла надежду страшно отомстить своему бывшему учителю.

Боксерскую драму "Человек-Золушка" уже прозвали вторым "Рокки", отмечает "Российская газета". В этой внеконкурсной ленте Рона Хоуарда Рассел Кроу играет боксера времен Великой депрессии Джима Брэддока. Это реальный персонаж, который выиграл чемпионат 1928 года и стал знаменит под именем "Бергенского бульдога".

Тим Бёртон показал в Венеции полнометражную анимацию "Мертвая невеста" с Джонни Деппом за кадром. Бёртон снял фильм в содружестве с Майком Джонсоном, известным по телесериалам. Режиссеры отказались от компьютерной анимации и обратились к куклам.

"Мертвая невеста" наполовину мюзикл, причем каждый музыкальный номер вызывал в зале аплодисменты. Куклы выразительны, все с огромными навыкате глазами и зрачками. Действие происходит в викторианской Европе и разворачивается в двух мирах - мире живых и мире мертвых. Герои фильма - Виктор и Виктория. До поры они незнакомы, но отцу Виктора, нуворишу-магнату, нужно пробраться в высшее общество, а родителям Виктории, обедневшим аристократам, нужно выдать дочку за хорошие деньги.

На репетиции свадьбы Виктор, блуждая в тоске по лесу, встретил полуразложившуюся девушку в истлевшем свадебном наряде и с постоянно выпадающим глазом. Она и вводит его в веселый мир мертвецов. Роли в картине озвучивают, кроме Джонни Деппа, Елена Боннэм Картер, Эмили Уотсон, Алберт Финни и Кристофер Ли.

Рейтинг фильмов

Как отмечает газета, в ежедневном фестивальном журнале Ciak наконец появился рейтинг фильмов, уже прошедших в главном конкурсе. Пока у критиков ведущих итальянских изданий лидирует политическое ретро Джорджа Клуни "Спокойной ночи и удачи!". Он же имеет наиболее высокий балл и в зрительском рейтинге.

На втором месте оказался фильм 97-летнего португальца Маноэля ди Оливейры "Волшебное зеркало", на третьем - фильм Парк Чан-Вука "Сочувствие госпоже Месть".

Польско-российская "Персона нон грата" Кшиштофа Занусси - в числе твердых "середнячков". Замыкает критический рейтинг сказка Терри Гиллиама "Братья Гримм". У публики наименьший интерес вызвал фильм Занусси - из девяти членов зрительского жюри его посмотрел один и поставил ему полтора балла из пяти возможных.