Картина К.Малевича "Письменный стол и комната" (1913 год)
 
 
 
Картина К.Малевича "Письменный стол и комната" (1913 год)
russianavantgard.com

Власти Амстердама объявили на пресс-конференции о передаче пяти картин Казимира Малевича наследникам художника. По данным "Московского комсомольца", среди них "Письменный стол и комната" (Desk and Room) (1913 год) и "Супрематистская композиция" (Suprematist Composition) (1916). Реституция стала результатом мирового соглашения, заключенного после многолетней судебной тяжбы между наследниками и музеем Stedelijk Museum, пишет "Коммерсант".

Специалисты в области антиквариата считают, что полученные наследниками картины могут стоить не менее 20 млн долларов каждая и при продаже коллекцией обойдутся покупателю в 100 млн долларов. Вернутся ли картины в Россию, неизвестно. Как сообщили правнук Малевича Евгений Быков и принадлежащая к польской ветви семейства Ивонна Малевич, решение о том, что делать с коллекцией, будет принято совместно всеми 37 наследниками художника, живущими по всему свету.

Напомним, коллективный иск на Stedelijk был подан наследниками художника в 2004 году. Истцы требовали от музея передачи 14 хранящихся там полотен Малевича и денежной компенсации за незаконное владение коллекцией на протяжении 50 лет.

По словам наследников Малевича, амстердамский Городской музей в 1958 году незаконно приобрел 68 картин и рисунков художника. Все они относятся к работам, которые Малевич в 1927 году оставил в Берлине перед тем, как вернуться в Москву.

В 30-е годы прошлого века они попали к немецкому архитектору Хуго Херингу, который позже продал их амстердамскому музею за 120 тысяч гульденов. Наследники Малевича заявили, что эту сделку считают нелегитимной, поскольку Херинг был лишь хранителем, а не законным владельцем произведений. Они утверждали, что тогдашний директор музея Stedelijk Виллем Сандберг был в курсе происходящего, но, тем не менее, совершил покупку.

В 70-е годы одна из дочерей Малевича пыталась вернуть работы отца из амстердамского музея. В 1991 году министерство культуры СССР обратилось к Нидерландам с требованием вернуть картины и рисунки художника. В 2000 году наследники Малевича опять обратились с аналогичной просьбой к муниципалитету Амстердама. Однако все эти обращения оказались безрезультатными. Муниципалитет Амстердама принял решение не удовлетворять запросы наследников Малевича.

В 1999 году Музей современного искусства и музей "Буш-Рейзингер" в американском городе Кэмбридж пришли к соглашению с наследниками Малевича и вернули им хранившиеся в этих музеях произведения художника.