Министерство культуры и Фонд поддержки отечественной кинематографии намерен разработать механизм, благодаря которому доходы, полученные от проката зарубежного кино, будут частично перераспределяться для производства новых отечественных картин
 
 
 
Министерство культуры и Фонд поддержки отечественной кинематографии намерен разработать механизм, благодаря которому доходы, полученные от проката зарубежного кино, будут частично перераспределяться для производства новых отечественных картин
Вести-Москва

Министерство культуры и Фонд поддержки отечественной кинематографии намерены разработать механизм, благодаря которому доходы, полученные от проката зарубежного кино, будут частично перераспределяться для производства новых отечественных картин, сообщает телеканал "Россия 24".

Возможность введения вмененного налога на иностранную продукцию в сфере киноиндустрии озвучил в начале февраля премьер-министр РФ Владимир Путин во время общения с творческим коллективом Первого канала. При этом премьер признал неэффективность нынешней системы господдержки кино: "Вот система распределения государственных средств поддержки, которая существовала до прошлого года, вела к тому, что деньги мы тратили, они тратились с удовольствием и хрустом, но продукта мы не видели".

Чиновникам предстоит решить, какая доля выручки зарубежных фильмов должна будет отчисляться в пользу государства, чтобы оно смогло направить его непосредственно для поддержки отечественной кинематографии. Пока непонятно, каким образом будет работать эта система и от какой деятельности будет отчисляться процент дохода.

На помощь разработчикам может прийти опыт других стран: подобные системы разработаны и успешно функционируют во Франции, Израиле и Польше. В той же Франции, к примеру, прокатчики зарубежного кино обязаны отчислять около 11% полученного ими дохода, и, возможно, российский проект возьмет на вооружение именно эту цифру. В случае, если это произойдет, отечественные кинокомпании смогут рассчитывать на дополнительные 100 млн долларов.

Чиновники пока не видят механизмов, а эксперты советуют французскую модель

Со своей стороны, замдиректора департамента кино Минкультуры Игорь Каллистов сообщил РИА "Новости", что сбором предполагается обложить все картины - как отечественные, так и зарубежные, "но помогать Фонд кино будет только отечественным". Вместе с тем представитель министерства признал: "Законодательной основы мы пока что не видим для того, чтобы использовать этот механизм".

Эксперты советуют ориентироваться на французскую модель, "единственную, кроме тоталитарных, кинематографию мира, которая иногда собирает у себя в стране больше денег, чем американцы".

Вместе с тем, как заявил агентству Антон Мазуров, президент компании "ЛеопАРТ" и программный директор артхаусного фестиваля "Завтра/2morrow", во французской системе много пунктов. "Если мы хотим приблизиться к современной мобильной системе, надо смотреть, что у французов есть еще. А там важный процент берется с телепоказа. Там запрещено показывать кино по телевизору по пятницам и субботам с 6 до 10 вечера, чтобы люди пошли в кино и поддержали кинопоказ. Там телевидение обязано выделять определенный процент времени под национальное кино и обязано это кино покупать. А у нас большая часть производимых фильмов - даже значимых, фестивальных картин, - вообще не попадает на телевидение, даже в два часа ночи. Так что взять один пункт - хорошо, но если не возьмем остальные, это ни к чему не приведет", - заключил собеседник агентства.

Напомним, один налог, призванный помочь российскому кинопроизводителю, уже введен - так называемый "налог на болванки". В конце прошлого года председатель Союза кинематографистов РФ, кинорежиссер Никита Михалков добился принятия нормы об авторских отчислениях с производителей и импортеров техники и чистых носителей, предназначенных для воспроизведения аудиовизуальных произведений в личных целях. Согласно постановлению правительства от 14 октября, отныне они будут уплачивать 1% авторских отчислений в специальный фонд.

Однако до сих пор неясно, кто будет собирать этот налог, - 25 января московский арбитраж признал незаконной аккредитацию Российского союза правообладателей (РСП) Никиты Михалкова на сбор 1% со стоимости звукозаписывающей техники и чистых носителей. Росохранкультура, которая ранее выбрала сборщиком налога РСП, обещала обжаловать это решение.

Напомним также, что в начале февраля, выступая в Госфильмофонде РФ в подмосковных Белых Столбах, премьер-министр предложил поправить принятое меньше года назад решение о создании фонда поддержки кинематографа, из которого несколько частных кинокомпаний получили деньги на производство фильмов.

При этом глава правительства намекнул на провал в прокате одной из самых высокобюджетных картин последнего времени - "Утомленных солнцем - 2" Никиты Михалкова. "Только осенью мы можем подвести итоги эксперимента, - сказал Путин, - но уже сейчас можно сказать, что уже не раз картина с многомиллионным бюджетом, пиаром не пользуется популярностью у зрителей".

В январе правительство РФ утвердило госсубсидирование кино в 2011 году в размере 3,63 млрд рублей. Из них 2,86 млрд рублей будут распределяться через Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. В том числе денежные средства должны пойти на поддержку производства, проката, показа и продвижения полнометражных художественных и анимационных национальных фильмов лидерами отечественного кинопроизводства.

Субсидии предоставляются практически на тех же условиях, что и в прошлом году, когда произошла реформа господдержки кинематографа.

Лидеры отечественного производства, отмечается в правилах, определяются следующими критериями: "зрительской оценкой фильмов, выпущенных организацией кинематографии, выражающейся в их посещаемости в период показа в кинотеатрах и телевизионном рейтинге"; профессиональной оценкой фильмов, определяемой полученными наградами и кинопремиями; продолжительностью работы организации на рынке и количеством выпущенных ею фильмов.

Кроме того, субсидии в размере 770 млн 960,6 тыс. рублей предоставляются организациям кинематографии, производящим и выпускающим в прокат фильмы для детей и юношества, а также дебютные, авторские и экспериментальные художественные национальные фильмы, киножурналы и т.д. В список этих фильмов недавно была включена экранизация романа Алексея Иванова "Географ глобус пропил", которую будет снимать Валерий Тодоровский.

Правилами закрепляется право Министерства культуры РФ на проведение проверок соблюдения фондом условий, установленных заключенным соглашением с организациями, получающими субсидии. Кроме того, за ведомством и федеральной службой финансово-бюджетного надзора закреплен контроль за целевым использованием денежных средств.

Между тем, осенью кинопродюсеры пожаловались в Федеральную антимонопольную службу РФ на Фонд кино. По их мнению, фонд при распределении субсидий нарушил антимонопольное законодательство, а социально значимые проекты были выбраны по неясным критериям. Ранее на это уже указывали Минкульт и сама ФАС.

Антимонопольное ведомство заявило, что отбор фильмов и киностудий, которые получат господдержку, должен происходить с участием независимых представителей общественности. ФАС также сообщила, что продолжает анализировать признаки нарушений антимонопольного законодательства в действиях Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в части предоставления субсидий лидерам отечественной кинематографии.

В попечительский совет Фонда поддержки кино, принимающий все принципиальные решения, входят вице-премьер Александр Жуков, министр культуры Александр Авдеев, замминистра экономического развития Станислав Воскресенский, замминистра финансов Татьяна Нестеренко, глава АФК "Система" Владимир Евтушенков, глава думского комитета по культуре Геннадий Ивлиев, глава Департамента культуры Денис Молчанов, первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков, ректор ВГИКа Владимир Малышев, глава СК РФ Никита Михалков и директор Фонда Сергей Толстиков.

Система финансирования отечественного кино была реформирована в марте 2010 года, когда был создан специальный Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, в распоряжении которого оказалось 2,8 миллиарда рублей. 2 миллиарда из них были поровну распределены среди восьмерки лидеров, чей состав пытается опротестовать "Правовой департамент": это компании СТВ, "Дирекция кино", "Тритэ", "Централ Партнершип", "Профит", Art Pictures, "Базелевс" и "Рекун". Каждая студия обязывалась пустить бюджетные средства не менее чем на 3-4 проекта. Из оставшихся денег Фонд поддержал фильмы, собравшие более миллиона зрителей, и социально значимое кино.

Перечень фильмов-миллионников был оглашен в сентябре: "Даго-фильм студия" получила 30 миллионов рублей за "Адмирала", компания "Реал Дакота" - 30 миллионов рублей за "Любовь-морковь - 2", "Кинокомпания "Нон-стоп продакшн" - 21,6 миллиона рублей за первую часть "Обитаемого острова" и 6,6 миллиона рублей - за вторую, "Красная стрела" - 16,7 миллиона рублей за "Стиляг", "Уолт Дисней Компани СНГ" - 15,9 миллиона рублей за сделанную в России "Книгу мастеров", "Арк-фильм" - 19 миллионов рублей за "Тараса Бульбу" и "А1 Кино Видео" - 10 миллионов рублей за "Мы из будущего".

В заявлении "Правового департамента" подчеркивалось, что "Уолт Дисней Компани СНГ" - дочерняя компания американской The Walt Disney Company, а "Каникулы строгого режима" и "Черная молния", хоть и собрали миллион, никаких премий не получили.

Список 13 социально значимых проектов утвердили несколько позже. В него вошли "Святитель Алексий" ("Православная энциклопедия"), "5 (Проект "Осетия")" ("Главкино"), "Скобелев" (Фонд поддержки культуры и искусства "Люблю и точка"), "Тихая Застава" ("Арт Медиа Групп Юкон"), "Гагарин. Первый в космосе" ("Кремлин Филмз"), "Василиса Кожина" (RWS), "Парень из нашего города" ("Кинобюро"), "Охота на крокодилов" ("Еврофильм"), "Калачи" ("Продюсерская компания Александра Литвинова"), "Сорок семь (Цой)" ("ТПО "РОК"), "Сибирь. Монамур" ("Тундра фильм"), "Дикое счастье" ("Второе Продюсерское Управление Свердловской киностудии"), "Сокровища озера Кабан" ("Анно Домини").