В результате внутренней проверки Третьяковская галерея выявила около сотни ошибок, допущенных специалистами музея при проведении экспертиз подлинности произведений искусства несколько лет назад
 
 
 
В результате внутренней проверки Третьяковская галерея выявила около сотни ошибок, допущенных специалистами музея при проведении экспертиз подлинности произведений искусства несколько лет назад
RTV International

В результате внутренней проверки Третьяковская галерея выявила около сотни ошибок, допущенных специалистами музея при проведении экспертиз подлинности произведений искусства несколько лет назад. Кроме того, выяснилось, что порядка 120 картин, которые эксперты Третьяковки признали поддельными, впоследствии все же были проданы их владельцами как оригинальные произведения, передает "Интерфакс".

Третьяковка изучила три каталога Россвязьохранкультуры "Внимание: возможно, подделка!", в которых опубликовано более пятисот картин, оказавшихся подделками, и на некоторые из них ранее были выданы ошибочные заключения об их подлинности. "Из 215 заключений, выданных экспертами нашего музея, 94 оказались ошибочными", - сообщил источник в Третьяковской галерее.

Замдиректора галереи Лидия Иовлева, которая долгие годы курировала деятельность экспертного отдела ГТГ, объясняет ошибки высоким качеством подделок, наполнивших рынок 6-7 лет назад. По ее словам, на момент проведения экспертиз сотрудники галереи не сталкивались в массовом порядке с фальшивками такого уровня. Поэтому им не с чем было сравнивать, передает РИА "Новости".

"Мошенники придумали очень хитрый ход - на европейских аукционах живописи они приобретали картины неизвестных западных мастеров, которые были написаны в том же 19 веке и типологически похожи на произведения русских живописцев. Они дописывали эти картины, подделывали подписи, но химический анализ, также как и визуальный, не смог определить фальшивку", - сообщила Иовлева.

Параллельно с внутренним расследованием ГТГ Россвязьохранкультура проводит свою проверку деятельности экспертов галереи. Она продлится до 25 апреля. В 2006 году Роскультура запретила выдавать экспертные заключения на коммерческой основе от имени музеев. С конца января 2008 аттестацией экспертов занимается Россвязьохранкультура.

Согласно регламенту, экспертами могут быть не только сотрудники музеев, но и вольные работники. В Россвязьохранкультуре полагают, что в результате аттестации "центр ответственности за экспертизу сместится с учреждения на конкретного эксперта".

Как сообщалось ранее, Третьяковская галерея запросила у Россвязьохранкультуры материалы, свидетельствующие об ошибках, допущенных специалистами музея при экспертизе подлинности некоторых картин.

Проблема объективной экспертизы произведений искусства, в частности, остро проявилась при выпуске третьего каталога подделок произведений живописи, в который вошли работы малоизвестных авторов, выдаваемые за шедевры маститых художников.

Издатель каталога Владимир Рощин рассказал, что собраны почти все экспертизы людей, которые не выявили в произведениях подделки, а подтвердили их подлинность, и в следующем каталоге они будут напечатаны. "Из них около 80 экспертиз принадлежат Третьяковской галерее", - заявил он.

Со своей стороны замглавы Россвязьохранкультуры Анатолий Вилков сообщил в прошлую пятницу, что при Россвязьохранкультуре планируется создать экспертный совет по рассмотрению ошибок, допущенных при проведении экспертизы подлинности культурных ценностей. "Я планирую, чтобы эксперты изучили тщательно, почему были допущены ошибки, сделали выводы, и я не исключаю каких-то предложений по лишению их заниматься экспертной деятельностью", - пояснил он.