В мадридском Национальном музее современного искусства имени королевы Софии открылась выставка "Дали. Массовая культура"
 
 
 
В мадридском Национальном музее современного искусства имени королевы Софии открылась выставка "Дали. Массовая культура"
Архив NEWSru.com

В мадридском Национальном музее современного искусства имени королевы Софии в рамках празднования столетия со дня рождения великого испанского художника Сальвадора Дали открылась выставка "Дали. Массовая культура".

В новом здании этого музея представлены 400 работ художника прикладного характера, мало известных широкой публике. Они включают "индустриальные" произведения самого разного предназначения: от дизайна тканей, галстуков, чулков, бюстгальтеров и флаконов для духов до рекламных плакатов и обложек книг и журналов.

Эта грань творчества художника особенно интенсивно проявилась в 1940 году, когда Дали поселился в США. Тяга к масс-культуре наложила отпечаток и на его обычные картины. Ему, в частности, принадлежит первое использование рекламы Coca-Cola в одной из работ-коллажей.

Даже вернувшись в Испанию, Дали продолжал работать в прикладном искусстве для всевозможных фирм. В частности, он разработал дизайн известных во всем мире конфет-сосалок на палочках "Чупа-Чупс".

Комиссар экспозиции Феликс Фанес отметил в интервью РИА "Новости", что Дали, обратившись к масс-культуре, во многом пожертвовал "высоким искусством", чтобы, как он сам писал, "производить пищу на потребу голодным массам".

Многие исследователи творчества художника считают, что он занялся этим направлением не столько ради новаторских поисков, а чтобы максимально заработать. Например, Иан Гиббсон - автор наиболее серьезной биографии художника "Безумная жизнь Сальвадора Дали", считает, что настоящее творчество мэтра прекратилось после 1940 года.

Именно по этой причине, считает Гиббсон, стали охлаждаться, а потом и порвались отношения Дали с основателем сюрреализма Андре Бретоном, испанским кинематографистов Луисом Бунюэлем, художником Жоаном Миро. Бретон за жадность Дали к деньгам составил из букв его имени анаграмму - "Avida Dollars" ("алчный до долларов"). А затем изгнал Дали из кружка сюрреалистов, в котором он начинал свое уникальное и неповторимое творчество.