МАКСИМ БЛАНТ: Обременительная собственность
 
 
 
МАКСИМ БЛАНТ: Обременительная собственность
Коллаж NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Крупный российский бизнес не на шутку встревожен: правительство решило бороться с дефицитом бюджета. А поскольку договориться о том, какие расходы сокращать, чиновники между собой не могут, дело может закончиться повышением налогов.

Обеспокоенность предпринимателей вылилась в предложение РСПП ввести мораторий на повышение налогов до 2015 года. С этим предложением "профсоюз олигархов" обратился к премьер-министру Владимиру Путину. Бюджетный дефицит - это, конечно, не дело, особенно при нынешних ценах на нефть. Поэтому предприниматели и предлагают закрывать бюджетную прореху доходами от приватизации.

По оценке главы РСПП Александра Шохина, уже в будущем году государство могло бы получить от продажи своей предварительно акционированной собственности около триллиона рублей.

Впрочем, самые "лакомые куски" и акционировать не нужно - они и без того уже акционированы. Достаточно продать госпакеты в "Газпроме", "Роснефти", "Сбербанке", ВТБ. Да и от 100-процентного пакета в "Транснефти" с РЖД вполне можно было бы отказаться. Да и многие "стратегические" предприятия можно приватизировать, оставив государству в каждом из них "золотую акцию", позволяющую блокировать решения, наносящие ущерб интересам страны.

Глава "Сбербанка" Герман Греф еще в начале года в Давосе предложил постепенно продать госпакет "Сбера", оставив государству 25% + 1 акцию. "У государства дефицитный бюджет. Высочайшая капитализация "Сбербанка" позволяет очень выгодно продать большой пакет акций", - заявил Греф в присутствии иностранных инвесторов.

Идея эта, правда, не вызвала большого восторга у главы Минфина Алексея Кудрина, который предложил начать не со "Сбера", а с ВТБ, да и то в неопределенном будущем. Про "Газпром" и "Роснефть - две "священные коровы", на которых совсем недавно покоилась концепция превращения России в "энергетическую сверхдержаву" и говорить нечего.

Пока правительство старательно подсовывает инвесторам многочисленные унитарные предприятия - то самое тяжкое бремя, которое не способно себя прокормить самостоятельно, и которое оказалось в совсем уж плачевном состоянии, едва поток нефтедолларов в страну ненадолго прервался.

Определенная логика в этом есть - лучше избавиться от "неликвида", оставив себе успешные компании, приносящие вполне ощутимую прибыль. А если еще и обременить новых собственников обязательствами модернизировать производство и не устраивать массовых увольнений, то и вовсе польза получится двойная.

Проблема лишь в том, что за этот "неликвид" никто много не предложит - как бы еще доплачивать не пришлось, и дефицит бюджета этим не покроешь. Да и с "прибыльными" госкомпаниями все обстоит совсем не так прекрасно, как могло бы.

Взять тот же "Газпром" - гордость и красу российской экономики, которая предъявила таможне более 100 исков на 60 с лишним миллиардов рублей. Конфликт решался на уровне правительства и был решен в пользу газовой монополии.

Стоит напомнить, что в прошлом году тот же "Газпром" добился отмены повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозной пошлины на газ, пообещав бюджету ту же сумму за счет увеличения экспорта и ожидаемого повышения цен на газ для Европы. Речи, как это ни парадоксально, велась о все тех же 60 миллиардах, которые сейчас бюджет собирается вернуть монополии.

Прошлый год, конечно, был для "Газпрома" далеко не самым удачным - экспорт рухнул на рекордные 11%. Однако это не помешало госкомпании на четверть увеличить выплаты правлению, которое получит за кризисный год 1,044 миллиарда рублей. По оценке "Ведомостей, в среднем, доход каждого из 17 топ-менеджеров в прошлом году мог составить около 61 млн рублей, или 161 000 долларов в месяц по среднему курсу. Это еще не считая доходов от присутствия этих людей в советах директоров многочисленных "дочек" Газпрома.

Будь "Газпром" частной компанией, это было бы делом акционеров, которые вполне могли бы задать резонный вопрос, почему в провальный год руководство компании получило рекордные бонусы, за какие такие успехи и достижения. Однако контрольный пакет акций принадлежит государству, которое эти вопросы видимо не интересуют. Будь "Газпром" частной компанией, ему бы едва ли удалось в течение многих лет платить гораздо меньше налогов, чем частным нефтяным компаниям: по подсчетам Минфина, налог на добычу полезных ископаемых для "Газпрома" должен составлять 755 рублей за 1000 кубометров вместо нынешних 147, чтобы уравнять газовиков и нефтяников.

Конечно, не будь "Газпром" государственным, правительству менее удобно было бы "воевать" с Ющенко и договариваться с Януковичем по Черноморскому флоту. Однако это удобство оборачивается многомиллиардными потерями для бюджета, которые правительство норовит компенсировать за счет частного бизнеса.