В четверг газета "Ведомости" вышла с почти сенсационной новостью: президиум комиссии по модернизации и технологическому развитию при президенте одобрил  два проекта UC Rusal
 
 
 
В четверг газета "Ведомости" вышла с почти сенсационной новостью: президиум комиссии по модернизации и технологическому развитию при президенте одобрил два проекта UC Rusal
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Страна, наконец, узнала главного модернизатора отечественной экономики. Это оказалась не какая-нибудь компания, работающая в сфере микроэлектроники, освоения космоса или даже любимых властями нанотехнологий. Совсем наоборот.

В четверг газета "Ведомости" вышла с почти сенсационной новостью: президиум комиссии по модернизации и технологическому развитию при президенте одобрил два проекта UC Rusal - принадлежащему Олегу Дерипаске крупнейшему в мире производителю алюминия. Об этом газете сообщили два источника: один - из администрации президента, второй близок к руководству комиссии.

Называются даже конкретные разработки, которые, по мнению компании, требуют государственного финансирования на общую сумму в 1,4 млрд рублей. Это самая крупная сумма, запрошенная у комиссии, и если Rusal эти деньги получит, то станет самым крупным "модернизатором" страны.

Самое замечательное во всем этом даже не то, что алюминий - то же сырье, а Rusal, соответственно, - сырьевая компания. В конце концов технологии в сырьевом секторе развиваются ничуть не менее стремительно, чем в любом другом. Вот только новыми оба проекта назвать можно с большой натяжкой. Один реализуется с 2001 года, второй - с 2004-го. Причем основные инвестиции уже сделаны.

То есть, значительная часть денег деньги будет потрачена на что-то другое, а вовсе не на заявленные проекты.

Помощник президента Аркадий Дворкович утверждает, что выделена будет максимум половина требуемой суммы, да и то в виде исключения. Но, во-первых, 700 миллионов - тоже неплохо. А во-вторых, исключений для компании Олега Дерипаски и без того за последние два года было сделано немало.

Именно зарегистрированная в офшоре UC Rusal получила самую большую помощь от ВЭБа - 4,5 млрд долларов. Госкорпорация, через которую распределялась госпомощь не посмотрела ни на то, что формально Rusal российской компанией не является, и помощь получать был не должен (это послужило основанием для отказа ряду компаний), ни на то, что превысила лимит на одного заемщика.

На этом участие государства в судьбе алюминиевого гиганта не ограничилось. Кредит был реструктурирован, а потом, когда UC Rusal вышла на IPO, чтобы расплатиться с кредиторами, тот же ВЭБ выкупил самыую большую долю в предложенном к продаже пакете. Потеряв, кстати говоря, на этом изрядную сумму - акции уже на следующий день начали падать.

В других странах крупным компаниям и банкам в период кризиса тоже оказывалась многомиллиардная финансовая помощь. Но в обмен на эту помощь государства - будь то США или Великобритания, - получали контроль над компаниями, меняли там руководство, заставляли принимать программы сокращения издержек, избавляться от непрофильных активов.

Да и кризис в России закончился. По крайней мере, об этом постоянно говорят все, кто имеет хоть какое-то отношение к власти. Так что с антикризисными мерами пора заканчивать. Поскольку в данном случае речь идет уже не об экстренной ситуации, в которой стоит выбор между нарушением каких-то правил и увольнением тысяч рабочих, а о государственной поддержке одной отдельно взятого предприятия. Это уже является прямым нарушением конкуренции. И если Россию до сих пор не берут в ВТО, то в том числе, и за подобного рода "модернизационные затеи". Rusal - мировой лидер в отрасли, и получение им денег от государства не может не ударить по конкурентам.

Самое парадоксальное во всей этой истории заключается в том, что президент Медведев. возглавляющий комиссию по модернизации, кажется вполне искренним, когда говорит о сырьевой зависимости или необходимости модернизировать страну. До последнего времени верилось, что он хочет, только не знает как.Но факты говорят о том, что вся эта шумиха нужна была только для того, чтобы выбить из Минфина лишних десятков миллиардов для милых сердцу персонажей и их испытывающих финансовые трудности компаний.