Ключевой вопрос сегодняшнего этапа развития российской экономики - необходимость привлечения инвестиций, желательно - прямых и иностранных. Редкое заседание правительства проходит ныне без обсуждения этой темы
 
 
 
Ключевой вопрос сегодняшнего этапа развития российской экономики - необходимость привлечения инвестиций, желательно - прямых и иностранных. Редкое заседание правительства проходит ныне без обсуждения этой темы
premier.gov.ru

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Ключевой вопрос сегодняшнего этапа развития российской экономики - необходимость привлечения инвестиций, желательно - прямых и иностранных. Редкое заседание правительства проходит ныне без обсуждения этой темы. Вот и в минувшую пятницу премьер Владимир Путин проводил совещание по данному вопросу и, естественно, призывал министров сделать все, чтобы объем иностранных инвестиций, притекающих в страну, вернулся на докризисный уровень.

С одной стороны, нынешний сезон охоты за инвестициями, который открыло правительство, - это хорошая новость. Еще пару месяцев назад казалось, что для российской экономики гораздо актуальнее другие проблемы: дефицит бюджета, который неизвестно, чем покрывать, - с учетом того, что Резервный фонд исчерпывается, а пенсионные обязательства растут, плюс высокая инфляция, которую непонятно, чем можно сбить. И все это на фоне крайне невыразительных темпов экономического роста, которые опять же непонятно, за счет чего ускорять.

Но тут на помощь нашей экономике несколько неожиданно пришел свободолюбивый арабский народ, в результате революционной активности которого цена на спасительную для России нефть взлетела до небес. После чего дыры в бюджете зиять уже перестали, фондовый рынок начал расти, ну а об инфляции никто больше не вспоминает - и не такую видали. Но есть и плохая новость - России никак не удается наладить каким-то образом экономический рост. Он у нас был очень даже неплохой до кризиса - 6,5-7 процентов в год, а потом сбился, и теперь экономический механизм все никак толком не заведется: подавляющее большинство экспертов считает, что рост ВВП в стране надолго останется на уровне 4 процентов в год.

Если учесть, что, согласно прогнозам МВФ, мировая экономика будет расти в ближайшей перспективе как раз темпами в 3,5-4 процента в год, получается, что Россия обречена лишь законсервировать свое отставание от других ведущих экономик, но никак не сократить дистанцию, отделяющую ее от них. Не помогает даже сверхдорогая нефть: она позволяет худо-бедно затыкать бюджетные дыры, но не способствует активизации экономического роста.

Единственный шанс завести механизм роста - обеспечить приток иностранных инвестиций. Ничего нереального тут нет: до кризиса в течение нескольких лет в страну притекало 60-70 млрд долларов ежегодно. А вот в прошлом году, по данным Росстата, - лишь 13,8 млрд. Этот результат выглядит удручающе даже в сравнении с кризисным 2009 годом, когда инвестиций в Россию притекло на 2 млрд больше. Тенденция становится вдвойне тревожной с учетом того, что вот уже полгода наблюдается стойкий отток капитала из страны: за это время он составил 45 млрд долларов и никак не хочет останавливаться. К этому стоит добавить, что битым оказался один из главных козырей, которые использовала власть для привлечения иностранных инвесторов, - "сделка века" между ВР и "Роснефтью". Как известно, в настоящий момент ее легитимность поставлена под сомнение Стокгольмским арбитражным судом из-за претензий, выставленных ТНК-ВР.

В общем, от правительства требуются неординарные шаги, чтобы заставить иностранных инвесторов вновь обратить пристальное внимание на Россию. Попытка сделать один из таких шагов была предпринята на прошлой неделе - правительство реанимировало идею создать суверенный фонд прямых инвестиций: своего рода резервный мешок денег для страховки рисков иностранных инвесторов, пришедших в Россию. Предполагается, что средства фонда будут вкладываться в крупные инфраструктурные проекты на территории нашей страны совместно с деньгами иностранных инвесторов, причем на рубль госинвестиций авторы идеи надеются привлечь от 3 до 9 рублей частных вложений. Эксперты выражают большие сомнения в том, что идея сработает. Дело в том, что размер фонда на начальном этапе (то есть в середине этого года) составит всего лишь 2 млрд долларов, а за 5 лет его объем нарастят до 10 млрд. Этой суммы крайне мало для серьезного стимулирования инвестиционной деятельности. В других странах, где есть такие фонды, - Японии, Китае, Корее, Сингапуре - они насчитывают десятки и даже сотни миллиардов долларов.

Собственно, правительственные эксперты уже подсчитали: для того чтобы реально решить задачу модернизации отечественной экономики, требуется привлечь инвестиций по крайней мере на 300 млрд долларов. На сегодняшний день цифра эта выглядит абсолютно заоблачной и недостижимой.

Рискнем предположить, что ни дорожающая нефть, ни растущий фондовый рынок, ни повышение ставки рефинансирования, ни создание суверенного инвестиционного фонда не обеспечит России требуемый приток иностранных инвестиций. Чтобы его добиться, требуется совсем другое - то, о чем в последнее время все громче и чаще говорят независимые эксперты, и то, о чем продолжают молчать в тряпочку правительственные официальные лица: а именно, кардинальное улучшение инвестиционного климата. Этот вопрос не решишь выделением лишних миллиардов, тут требуется серьезная реформа политической системы - с возвращением свободы выборов, независимости судов, резкого снижения коррупционных барьеров, массового выхода государства из экономики, заметного сокращения доли естественных и противоестественных монополий.

Никаких оснований считать, что власти готовы на эти шаги идти, а народ за них бороться, - нет. А значит, все разговоры о необходимости притока иностранных инвестиций остаются всего лишь разговорами. Для того чтобы охота за инвестициями завершилась успехом, надо поменять правила охоты.