2 августа торги по ГКО прошли под знаменем рекордно низких ставок - всего 11,43 процента годовых. Это означает, что банки готовы были ссужать государству деньги под проценты вдвое ниже годового уровня инфляции.

Ниже 15 процентов годовых доходность ГКО не опускалась никогда. Это не происходило даже в самом благополучном для рынка 1997 году. Так что 2 августа Минфин поставил абсолютный рекорд дешевизны заимствований.

Однако, если эта новость и может считаться радостной для Минфина, в целом она имеет отрицательные последствия. Если банки готовы ссужать государству деньги под реально отрицательные проценты, это означает, что они не хотят вкладывать деньги в реальный сектор экономики и кредитовать российские предприятия.

В России есть много предприятий, заинтересованных в краткосрочных (от 3 до 6 месяцев) целевых кредитах. Эти кредиты - те инструменты заработка, на отсутствие которых постоянно сетуют банкиры. Абсолютно логично то, что кредиты предприятиям более рискованные, нежели покупка ГКО, зато они более доходны. Но банки не готовы изменять сложившейся традиции, по привычке зарабатывая лишь на финансовом рынке.