Марек Савицкий
 
 
 
Марек Савицкий
Global Look Press

Вопреки российскому продовольственному эмбарго у польской пищевой промышленности дела идут хорошо - 2015 год может стать рекордным для всей отрасли. За первые пять месяцев поляки экспортировали продуктов питания на 9,3 миллиарда евро. До конца года эта сумма достигнет 25 миллиардов евро.

В 2014 году общий объем продовольственного экспорта страны составил 22 миллиарда евро. По словам польского министра сельского хозяйства Марека Савицкого, Польша экспортирует свои продукты питания в 73 страны.

Как считает DW, рекордные показатели являются одним из побочных эффектов российского эмбарго. Польские производители продовольствия, оказавшись в сложной ситуации, вышли на новые рынки на Ближнем Востоке, в Азии и Африке.

"Хотите противодействовать Путину - ешьте яблоки и пейте яблочный сидр", - призвал летом 2014 года Гжегож Новацки, редактор польской экономической газеты Puls Biznesu. Так он отреагировал на российский запрет на ввоз продуктов питания из ЕС, ставший ответной мерой на санкции Евросоюза в отношении России.

Призыв журналиста мгновенно подхватили поляки: всего за два дня хэштег #jedzjablka ("ешь яблоки") стал лидером в социальных сетях и интернет-форумах. Сотни людей публиковали собственные фотографии, на которых грызли яблоки, запивая их сидром, чтобы продемонстрировать солидарность с местными производителями фруктов.

Польские производители яблок серьезно пострадали от введения Россией эмбарго. До того момента почти 70% всего экспорта фруктов из Польши отправлялось в Россию. Польша - крупнейший производитель яблок и яблочного сока в Европе. По данным польского Центрального статистического ведомства, в 2014 году в стране было выращено около 3,2 миллиона тонн яблок. Почти половина из них была экспортирована.

Вначале сельхозпроизводители столкнулись с серьезными трудностями, и им пришлось снизить цены. Однако с мая 2015 года положение улучшилось. Выручка выросла на 47% по сравнению с предыдущим годом. Больше всего закупать польские яблоки стали в Белоруссии и Сербии, одним из главных клиентов которых в свою очередь является Россия.

По данным специализированного польского интернет-издания Sadyogrody.pl, Россия закупает в Сербии преимущественно недорогой сорт яблок "Айдаред". Именно его в основном выращивают в Польше. "Если Россия и дальше будет закупать яблоки в Белоруссии, на Украине, в Сербии и Македонии, тогда эти страны могут отправлять на экспорт всю собственную продукцию, а для своего рынка покупать польские яблоки", - полагает Мирослав Малишевский, председатель Союза садоводов Польши.

В то же время в России ситуация практически не меняется. Власти приказали уничтожить десятки тонн санкционной еды - сыры, мясо, овощи и фрукты отправились в печи и под колеса бульдозеров.

Запрет на импорт фруктов и орехов, молочной продукции, рыбы, мяса и колбас из стран ЕС продлен еще на год. Кроме того, РФ перестанет пропускать через границу голландские цветы без экспертизы.

Год эмбарго: сколько денег теряет ЕС на российских контрсанкциях?

Официальных данных о потерях нет, ЕС их не публикует. Но профсоюз европейских фермеров и сельхозкооперативов Copa-Cogeca, представляющий интересы 28 миллионов фермеров, ущерб для своих членов оценил в 5,5 млрд евро. Эта сумма составляет половину ежегодного экспорта в Россию до прошлогоднего августа, или 10% всех сельскохозяйственных продаж в ЕС, приводит данные Slon.

Большая часть выручки - 3,7 млрд евро в 2013 году - приходилась на четыре основные категории продуктов - фрукты, сыр, свинина и овощи. Все они оказались под запретом.

Министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсиа-Маргальо заявил зимой о потерях ЕС на существенно большую сумму - 21 млрд евро, включив сюда же издержки сокращения турпотока из России.

Крупнейшими импортерами продовольствия в России традиционно являлись Германия, Нидерланды, Польша, Испания и Франция. При этом немецкий агробизнес пострадал от российских контрсанкций не так сильно, как польский или прибалтийский.

По данным главы правительства РФ Дмитрия Медведева, товарооборот России с Латвией упал на 40%, с Литвой - на 30%, с Эстонией - на 25%, и это "в значительной мере продукция сельского хозяйства, которой на нашем рынке нет".

Крупный агробизнес не понес фатальных потерь. Например, крупнейший норвежский производитель морепродуктов Marine Harvest, чьи акции на бирже 7 августа 2014 года потеряли 9%, быстро восстановился - и сейчас торгуется дороже, чем прежде.

Финский кооператив Valio, в лучшие времена направлявший в Россию половину своего экспорта (или 13% от общих продаж), пострадал сильнее. Выручка компании по итогам прошлого года упала на 120 млн евро. Однако группа не сворачивает экспортный бизнес, развивая его в США, куда до этого уже длительное время поставляла свою продукцию.