В Сочи завершилась долгая и изнурительная борьба рядовой семьи за свой скромный двухэтажный дом, который в итоге был снесен ради того, чтобы освободить место под олимпийские объекты. Причем дом снесли без компенсации. Об этом повествует в своей статье в The Wall Street Journal сотрудница Human Rights Watch Юлия Горбунова.

В доме проживало шесть человек - героиня статьи Татьяна Самохвал, ее муж, двое маленьких детей и родители Татьяны. Первоначально им, как и многим другим сочинцам, предложили переехать в новостройку. Но затем власти подали на отца Татьяны, Сергея Хлыстова, в суд за незаконное строительство дома. Суд постановил снести дом, при этом Хлыстов так и не получил повестки о вызове на это заседание. Все попытки семьи обжаловать решение были напрасны, говорится в статье, которую цитирует InoPressa.ru.

Как уточняет "Русский репортер", дом, о котором идет речь в этой истории, был построен 15 лет назад отцом Татьяны по адресу улица Хадыженская, 2а. В 1994 году местные власти официально выделили Сергею Хлыстову в пользование участок земли от совхоза "Южные культуры", в котором Сергей проработал 40 лет. В качестве вида разрешенного использования было обозначено использование под "садово-огородное хозяйство". Одновременно отдельным решением власти зарегистрировали участок Хлыстова как землю под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), что предполагает возможность строительства жилого дома.

"Раньше мы жили в бараке, здесь же. Кроме нас в бараке жило еще пять семей. Каждой выделили земельные участки по 14 соток", - рассказывает женщина.

У земельных участков оказалось два целевых назначения - под огороды и под индивидуальное жилищное строительство. Поэтому семья возвела двухэтажный дом с мансардой, общей площадью 180 квадратных метров.

На протяжении многих лет власти считали использование Хлыстовым земельного участка и строительство на нем дома абсолютно законными, исправно собирая с них все полагающиеся в этом случае налоги. Однако в преддверии Олимпиады внезапно выяснилось, что земля, на которой построен дом, семье не принадлежит - участку были присвоены новые кадастровые номера. Часть земли попала в ведение муниципалитета, а часть - ГК "Олимпстрой".

В октябре 2011 года сочинская администрация подала на Хлыстовых в суд за незаконное строительство дома на их участке земли. Суд не информировал Хлыстова и его представителей о рассмотрении этого иска. В их отсутствие Адлерский районный суд признал за сочинскими властями право снести дом. Хлыстовы обжаловали это решение, однако Адлерский районный суд вновь не информировал их о слушании в ноябре 2011 года. Суд оставил прежнее решение без изменения. Дальнейшие обращения в суды также семье ничем не помогли.

Двухэтажный дом Хлыстовых остался последним в окружении грандиозной стройки. В 20 метрах от дома с одной стороны строится гостиница, в 10 метрах с другой - автомобильная эстакада, с третьей - паркинг. Бараки вокруг были снесены. Людей расселили в квартиры. Было принято решение и о сносе дома, как незаконно построенного. Компенсации в этом случае не предполагалось.

6 сентября 2012 года строительная техника перебила ведущий к дому водопровод, и семья с тех пор оставалась без централизованного водоснабжения.

14 сентября, около 11 утра власти без предупреждения подогнали экскаватор и снесли деревянную постройку рядом с домом Хлыстовых. Семье пригрозили в начале следующей недели снести и сам дом с принудительным выселением семьи.

19 сентября все вещи из дома вынесли на улицу. На Хадыженскую, 2а подъехала техника, а с ней - судебные приставы и представители ГК "Олимпстрой". Начался снос дома.

Сейчас Татьяна с мужем и родственниками попеременно живут около дома, а их дети - у родных в Адлере, сообщает "Русский репортер".

В связи со сложившейся ситуацией Human Rights Watch призывает российские власти передать семье жилье, сопоставимое по площади и стоимости, а Международный олимпийский комитет - надавить на российских организаторов Игр.

Всего в связи со строительством олимпийских объектов в районе Сочи переселили около 2,5 тысячи человек, или около 1000 семей. В начале этого года сообщалось, что 400 жителей Сочи, лишившихся жилья из-за Олимпиады, обратились за помощью в МОК.