Девелоперская компания 45-го президента США Дональда Трампа - Trump Organization - могла нарушить американский Закон об иностранных коррумпированных практиках (FCPA), а также быть опосредованно связанной с Корпусом стражей исламской революции (КСИР) ВС Ирана в ходе своего участия в проекте строительства пятизвездочного отеля и жилого комплекса Trump International Hotel & Tower Baku в столице Азербайджана. Об этом рассказывается в большом расследовании журнала The New Yorker, опубликованном под заголовком "Худшая сделка Дональда Трампа".

Как указывает издание, возводить этот объект в Баку начали в 2008 году близкие родственники Зии Мамедова - бывшего министра транспорта Азербайджана и одного из богатейших и самых могущественных в стране олигархов. Trump Organization присоединилась к проекту в 2012 году, заключив многочисленные контракты с местными застройщиками. Жилую башню Trump Tower Baku, с начальной сметой 195 млн долларов, планировалось превратить в "недвижимость категории ultra-luxury".

"Когда в 2015 году Трамп стал кандидатом в президенты США, Mother Jones, Associated Press, The Washington Post и другие издания в своих публикациях задавали вопросы о его участии в бакинском проекте. В статьях цитировались серии депеш, отправленных из посольства США в Азербайджане в 2009-2010 годах и опубликованных сайтом WikiLeaks. В одной из депеш некий американский дипломат назвал Зию Мамедова "печально известным своей коррумпированностью даже для Азербайджана". Старший юрисконсульт Trump Organization Алан Гартен сказал журналистам, что проект отеля в Баку не ставил перед Трампом никаких этических проблем, так как его компания никогда не взаимодействовала с Мамедовым напрямую", - говорится в статье, которую цитирует InoPressa.

Гартен утверждал, что Трамп был "всего лишь лицензиаром" - то есть позволил компании, которую возглавлял Анар, сын Зии Мамедова, использовать свое знаменитое имя.
Между тем, как известно, спустя месяц после избрания Трампа президентом США Гартен объявил, что Trump Organization разорвала свои связи с проектом бакинского отеля, сославшись на бизнес-причины и отвергнув подозрения в том, что это часть стратегии по снижению потенциальных конфликтов интересов.

Однако, по данным журналиста The New Yorker Адама Дэвидсона, ситуация куда более компрометирующая. Как указывает Дэвидсон, у семьи Мамедовых, "вдобавок к репутации коррупционеров", есть еще и многолетние финансовые связи с одним иранским семейством, имеющим отношение к КСИР - элитному подразделению иранских вооруженных сил, созданному в 1979 году для защиты исламской революции Ирана и ее завоеваний.

В 2008 году, когда было объявлено о строительстве башни, Зия Мамедов, будучи министром транспорта, выбрал иранскую строительную фирму Azarpassillo для заключения контрактов с мультимиллионными сметами. Председателем совета директоров Azarpassillo является бывший участник ирано-иракской войны Кейумарс Дарвиши, после войны возглавивший строительную фирму Raman, которая подконтрольна КСИР.

По данным Дэвидсона, имеются доказательства того, что в результате деятельности Azarpassillo в Азербайджане "Зия Мамедов вступил в сговор с агентом КСИР, чтобы заключать сделки с завышенными сметами, которые обогатили бы их обоих, а также позволили им обходить запреты на отмывание денег и санкции против Ирана".

"Могла проверить, но избежала этого"

Автор расследования подчеркивает, что не имеет каких-либо доказательств, которые указывали бы на то, что Дональд Трамп или кто-то из его сотрудников, имевших отношение к сделке в Баку, активно участвовал во взяточничестве, отмывании денег или других незаконных действиях.

"Но, возможно, при сотрудничестве с семьей Мамедовых Trump Organization нарушила закон. Закон об иностранных коррумпированных практиках, принятый в 1977 году, запретил американским компаниям участвовать в схемах с целью вознаграждения иностранных правительственных чиновников взамен на материальную выгоду или преференциальный режим. Согласно закону, американская компания совершает преступление, даже если она, сама о том не ведая, извлекает выгоду из коррупции партнера: в случае, если компания могла выявить факт незаконной деятельности, но избежала этого", - пишет Дэвидсон.


По мнению автора публикации, бакинская сделка компании Трампа нуждается в тщательном расследовании федеральных властей США на предмет выяснения, было ли в ходе нее совершено преступление.


Как известно, правительство США регулярно обвиняло КСИР в преступной деятельности, в том числе в наркотрафике, спонсировании терроризма за рубежом и отмывании денег. В феврале стало известно, что администрация Трампа намерена официально осудить КСИР как террористическую организацию. В ответ на новые санкции военачальник КСИР пригрозил в случае необходимости обрушить на врагов "град ревущих ракет".

Добавим, что Зия Мамедов был отправлен в отставку с поста министра транспорта 13 февраля этого года - вскоре после инаугурации Трампа. При этом в прошлом ноябре, после выборов президента США, Мамедов заверял, что его президент Ильхам Алиев, а не Трамп.