В Общественной палате накануне прошли слушания, посвященные подведению итогов первого года преподавания в школах предмета "Основы религиозных культур и светской этики"
 
 
 
В Общественной палате накануне прошли слушания, посвященные подведению итогов первого года преподавания в школах предмета "Основы религиозных культур и светской этики"
Архив NEWSru.com

В Общественной палате накануне прошли слушания, посвященные подведению итогов первого года преподавания в школах предмета "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Их участники пришли к выводу, что "обкатка" этой дисциплины оправдала себя. Качество преподавания нового курса в течение двух учебных четвертей в 19 регионах России устраивает практически всех участников эксперимента - и учителей, и священнослужителей. Довольны и школьники: предмет нетривиальный, оценок не ставят, домашних заданий делать не надо.

Однако некоторые из участников обсуждения обратили внимание на то, что учителя начальных классов, составляющие большинство среди тех, кто читает ученикам четвертых и пятых классов курс ОРКСЭ, не всегда могут преподать на должном уровне столь сложный предмет, как "религиоведение для детей", сообщает в четверг "Время новостей".

Слушания прошли под председательством главы комиссии ОП по межнациональным отношениям и свободе совести Николая Сванидзе. Русскую православную церковь - наиболее заинтересованную в предмете сторону, представляли архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан и составитель пособия по "Основам православной культуры" протодиакон Андрей Кураев.

Как отмечается в публикации, участники обсуждения со стороны мусульманской, иудейской и буддийской общин России не высказали никаких претензий по поводу "перекоса" в сторону преподавания православия в ущерб другим религиозным культурам. Опасения выразила член Общественной палаты, президент фонда "Холокост" Алла Гербер. По ее словам, одной из главных проблем в преподавании ОРКСЭ является "наметившийся в большинстве регионов России уклон к преподаванию только основ православной религии, что может привести к ксенофобии".

Между тем эти опасения развеивают результаты социологического опроса, проведенного в октябре агентством социальных технологий "Политех" по заказу Общественной палаты. 60% родителей, чьи дети изучают "Основы", считают, что введение нового предмета никак не сказалось на сплоченности школьников, свидетельствуют итоги исследования. Не менее 20% опрошенных полагают даже, что ученики, приобщившиеся к основам "своих" религий, становятся более дружными, и лишь 1,8% респондентов считают, что преподавание разных "Основ" разобщило детей.

Из того же исследования следует, что 78% родителей позитивно относятся к тому, что их дети изучают религиозные культуры. Причем, как подчеркнули участники слушаний, даже среди неверующих родителей лишь 14% отрицательно отнеслись к тому, что их ребенок посещает уроки ОРКСЭ. Положительно этот факт оценивает 71% родителей-атеистов.

Авторы исследования приводят мнение одного из участников опроса, который отметил, что обычно "сын не очень любит уроки делать, а по этому предмету - с удовольствием". Другому родителю понравилось, что его ребенок "стал понимать картины, посвященные библейским сюжетам", многие расценивают изучение детьми религиозных культур как "получение полезной общеобразовательной информации".

Любопытная тенденция выявлена среди православных родителей. Среди них есть недовольные ОРКСЭ. Таких, по итогам опроса, насчитывается 6%. "Мои дети в воскресной школе занимаются, - сообщил один из них. - Там понятно, им священник о православии рассказывает, а простой учитель еще неизвестно, как расскажет".

В целом же, как отмечается в докладе, полученные данные согласуются с результатами опроса, который в мае провел социологический центр Российской академии госслужбы при президенте: тогда замер общественного мнения показал, что 91,5% родителей отнеслись к введению "Основ религиозной культуры" положительно или скорее положительно.

Ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуард Никитин заявил, что "80% детей сказали, что содержание учебников им понятно, а ведь это была серьезная задача - сделать содержание курса доступным и не скучным". Он сослался на результаты "внутреннего мониторинга эксперимента". Руководимая им академия отвечает за подготовку так называемых тьюторов - педагогов, которые прошли ускоренные курсы методики преподавания ОРКСЭ, после чего в столь же экстренном порядке подготовили около 15 тыс. учителей.

Тем не менее Никитин отметил, что "выявлен профессиональный дефицит". "Более 60% педагогов, преподающих ОРКСЭ, - это учителя начальных классов, имеющие лишь базовое педагогическое образование, необходимо повышать их квалификацию в том, что касается содержания учебных модулей", - сказал он.

По мнению газеты, сегодня, как и в начале эксперимента, вопрос о подготовке преподавателей основ религиозных культур остается одним из самых острых.

"Меня тревожит подготовка учителей. В моем распоряжении есть несколько методичек, присланных с мест, - с точки зрения истории религий, религиоведения, просто знаний интеллигентного человека их содержание достойно юмористического журнала", - рассказала координатор группы разработчиков курса ОРКСЭ, член президентского совета по взаимодействию с религиозными организациями Марианна Шахнович.

Курс, конечно детям нравится. Предмет для них нетривиальный, оценок не ставят, домашних заданий делать не надо, и учителя стараются, готовятся. Тем не менее требуется повысить качество преподавания. Например, необходимо подготовить психологов-методистов, которые могли бы "натаскать" учителей.

Кроме того, улучшения требует и учебная литература. По словам Эдуарда Никитина, "над текстами учебников надо работать: они перегружены терминами, сложными для восприятия детей, там мало литературных примеров, мало иллюстративного материала".