За год до создания "Солидарности" только что избранный Папа Иоанн Павел II Папа напомнил полякам, что люди созданы не для того, чтобы подчиняться государству или правящей партии
 
 
 
За год до создания "Солидарности" только что избранный Папа Иоанн Павел II Папа напомнил полякам, что люди созданы не для того, чтобы подчиняться государству или правящей партии
30giorni.it

25-я годовщина Гданьских соглашений и создания "Солидарности" стала напоминанием об историческом факте, который в августе 1980 года поразил наблюдателей во Франции и во всем мире: это был портрет Иоанна Павла II на охваченной забастовкой судоверфи имени Ленина, смотревшийся там так же странно, как и значок с изображением Девы Марии на куртке Леха Валенсы, пишет сегодня французская Le Figaro (перевод на сайте InoPressa.ru).

Происходило ли что-то подобное в истории рабочего движения, в том числе в Восточной Европе? Никогда протест против коммунистических режимов не отождествлял себя с Папой, Ватиканом или Католической церковью: ни в Восточном Берлине в 1953 году, ни в Будапеште в 1956 году, ни в Праге в 1968 году, ни в той же Польше в 1956, 1970 и 1976 годах. Видел ли кто-нибудь, чтобы профсоюз, родившийся на свет в результате этих событий, именовал себя "Солидарность" – вместо того, чтобы, как обычно, назвать себя "Движением народного освобождения", "Союзом за освобождение рабочих" или "Координацией борющихся трудящихся"?

Нужно напомнить, что за год до этих событий поляк-Папа, только что избранный конклавом, совершил исторический визит к своим соотечественникам, и что эта пастырская поездка оставила глубокий след в польском обществе. В июне 1979 года миллионы верующих съехались со всех уголков страны, чтобы послушать папу, говорившего о величии человека, о правах человека, о первенстве человека. В августе 1980 года миллионы поляков собирались на заводах, на государственных фермах и в университетах, чтобы доказать: человек – это не просто винтик социальной машины. В июне 1979 года Папа напомнил полякам, что люди созданы не для того, чтобы подчиняться государству или правящей партии, а для того, чтобы соткать объединяющие их горизонтальные и гораздо более легитимные "связи" – семейные, национальные и т.д. В августе 1980 года польские рабочие потребовали права объединиться в независимый от государства и партии профсоюз, создав ту самую "связь", которой коммунистический режим, и не только в Польше, так опасался – "солидарность".

Конечно, не Папа был инициатором забастовок на Балтике. Конечно, не Иоанн Павел II готовил Гданьские соглашения. А пламенные активисты, вместе с Лехом Валенсой создававшие в отеле "Морски" первые структуры независимого профсоюза, не получали из Ватикана указаний по телефону! Но сегодня уже никто не отрицает, что стачечное движение августа 1980 года разворачивалось бы по-другому, если бы Папа не был архиепископом Краковским – человеком, который в мае 1977 года призывал студентов своей епархии создать "Студенческий комитет Солидарность".

"Солидарность" была в то время не просто профсоюзом, но общим лозунгом, политическим принципом, без которого невозможно понять дальнейшую историю – введение "военного положения", апостольские поездки 1983 и 1987 годов, "круглый стол" 1989 года, который приведет к власти в Польше правительство Тадеуша Мазовецкого – католика и друга Папы, главного редактора журнала с красноречивым названием "Вензь" ("Связь").

Не будь в европейской истории этого выдающегося эпизода, этого неожиданного вмешательства "этики" в политический процесс, может быть, Берлинская стена стояла бы и по сей день, завершает свою публикацию Le Figaro.