Московские индуисты боятся потерять свой единственный храм в Москве По словам директора по общественным связям Международного общества сознания Кришны в Москве Максима Осипова, даже первоначальный проект храма Кришны представлял собой здание в два с лишним раза ниже, чем Храм Христа Спасителя
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Московские индуисты боятся потерять свой единственный храм в Москве
Moscow Times
 
 
 
По словам директора по общественным связям Международного общества сознания Кришны в Москве Максима Осипова, даже первоначальный проект храма Кришны представлял собой здание в два с лишним раза ниже, чем Храм Христа Спасителя
Moscow Times
 
 
 
Община индуистов-кришнаитов пошла навстречу пожеланиям московского правительства и уменьшила размеры своего проекта
Moscow Times

В среду, 18 января, в здании Палаты общин Великобритании десять членов британского парламента официально объявят о начале кампании в защиту российских индуистов. Решение о проведении широкой кампании поддержки отечественных последователей индуизма было принято в ответ на распоряжение правительства Москвы об отмене своего же собственного указа о выделении участка земли под строительство храма Кришны. Данное распоряжение фактически оставило около 10.000 столичных последователей кришнаизма и более 5.000 их зарубежных единоверцев, проживающих в Москве, без какого-либо постоянного места поклонения. Судьба клочка земли на задворках супермаркета в северном районе Москвы вызвала бурю негодования у последователей индуизма по всему миру, пишет газета Moscow Times.

Как сообщил руководитель кампании Рамеш Каллидай, генеральный секретарь Форума индуистов Великобритании, ее участники намерены добиться принятия резолюции в британском Парламенте, осуждающей действия московского правительства, а также, возможно, и визита парламентской делегации в Москву, чтобы на месте изучить подобные случаи религиозной дискриминации.

Эпопея с храмом началась в 2004 году, когда московские власти снесли единственный столичный храм Кришны, располагавшийся в районе улицы Беговой. Взамен мэрия предложила кришнаитам участок земли размером с футбольное поле на окраине Ходынки, исторического аэродрома неподалеку от Ленинградского проспекта и станции метро "Аэропорт".

Чтобы поторопить верующих с освобождением занимаемой территории, строительная компания, получившая подряд на месте уничтоженного храма, быстро соорудила на новом участке сарай из гофрированной жести, который отныне стал единственным индуистским храмом в столице. Однако, когда решение мэра вступит в силу, верующим придется покинуть даже эту времянку.

Эта проблема получила широкую огласку и уже привлекла внимание центральных газет Англии и Индии. По сообщению газеты Hindustan Times, это заставило индийское правительство обратиться с запросом по этому поводу непосредственно к московским властям. Однако признаков скорого решения проблемы не видно.

"Этот храм является единственным местом поклонения для последователей индуизма в Москве. Потеряв его, они будут полностью лишены возможности и условий исповедовать свою веру", – отметил Каллидай, чья организация объединяет сотни индуистских сообществ по всей Великобритании. Временное сооружение на новом участке является для общины индийцев в Москве единственным местом проведения религиозных обрядов и даже традиционных свадебных церемоний.

При этом глава британских индуистов Каллидай назвал "полным вздором" предположения некоторых кругов Русской православной церкви о том, что Общество сознания Кришны не является представителем традиционного индуизма.

"Все индуистские храмы Великобритании признают движение Харе Кришна как одно из основных направлений подлинного индуизма в нашей стране", – подчеркнул он.

Однако новую порцию даже не масла, а скорее бензина в огонь гнева индуистов подлил своим письмом мэру Юрию Лужкову Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон. В конце ноября 2005 года он публично призвал московского градоначальника запретить строительство храма Кришны в Москве, чем вызвал настоящий взрыв негодования последователей индуизма по всем миру.

Назвав индуистского Бога Кришну "злобным демоном, бесом, олицетворением адских сил, противостоящих Богу", Никон просил Лужкова не допустить строительства храма, названного в его письме "бесовской мерзостью" и "идольским капищем".

Хотя письмо Никона, возможно, и не представляет официальное мнение РПЦ, тем не менее, сами церковные иерархи так и не смогли сформулировать единую и стройную позицию по этому вопросу.

"В Церкви существует большое разногласие в отношении планов других религий по строительстову своих храмов, подобных храму Кришны на Ленинградском проспекте", – сказал священник Михаил Дудко, глава пресс-службы Московского Патриархата. "Одну точку зрения выразил Никон – нужно любой ценой помешать возведению таких храмов. Другая точка зрения состоит в том, что можно позволять другим религиям строить их храмы, но на определенных условиях – в частности, с соблюдением уважения к историческому, культурному и архитектурному контексту", – добавил Михаил Дудко.

В начале 2004 года, когда был план о возведении крупного храма Кришны в традиционном индийском стиле на новом участке стал достоянием общественности, он вызвал шквал протестов и даже демонстраций некоторых православных групп, которые пригрозили лечь под бульдозеры, чтобы помешать предполагаемому строительству.

"Многие в нашей Церкви не возражают против самого храма как такового", – сказал Михаил Дудко. "Они лишь возражают против строительства культового сооружения размером с Храм Христа Спасителя, как вначале объявили кришнаиты". Он также добавил, что параметры нового храма Кришны должны быть соизмеримы с размером самой общины кришнаитов.

Однако, по словам директора по общественным связям Международного общества сознания Кришны в Москве Максима Осипова, даже первоначальный проект храма Кришны представлял собой здание в два с лишним раза ниже, чем Храм Христа Спасителя, и достаточно скромной общей площадью – учитывая, что даже сейчас во временный храм Кришны по праздникам собирается более 7 тыс. человек.

Однако именно в крупных размерах храма оппоненты усмотрели основное доказательство далеко идущих миссионерских планов, вынашиваемых индуистами для привлечения в свои ряды новых последователей.

Движение сознания Кришны "имеет миссионерские цели, направленные на русскую молодежь", – заявил профессор Московской духовной академии дьякон Андрей Кураев. "Этот аспект их деятельности, конечно, тревожит Русскую православную церковь".

"Кроме того, у нас есть ощущение, что это своего рода МакДональдс, или Карма-Кола. Это не подлинная духовная традиция индуизма", – добавил Кураев.

При этом он подчеркнул, что поддержал бы строительство другого, уменьшенного варианта храма в другом районе города – сославшись, в качества основания для переноса строительства храма в другое место, на гибель тысяч русских людей на Ходынском поле во время празднования коронации царя Николая II в 1896 году.

Хотя Международное общество сознания Кришны и не входит в число четырех избранных традиционных религий России, оно, тем не менее, получило официальную регистрацию и религиозный статус в 1988 году.

Община индуистов-кришнаитов пошла навстречу пожеланиям московского правительства и уменьшила размеры своего проекта, отметил Осипов.

Плакаты на заборе, огораживающем новый участок, иллюстрируют эволюцию проекта – от экзотического храма с древнеиндийскими куполами до строения, напоминающего скорее многоярусную автостоянку. "Мы просто хотели бы что-то более красивое, чем наш нынешний сарай", – добавил Осипов.

Окончательный дизайн находится где-то посередине – бело-синее здание, вдвое меньше изначального проекта, сочетающее элементы московской и индийской архитектуры. Этот дизайн получил свое одобрение Московского комитета по архитектуре, сказал Осипов. Но не успели последователи Кришны приступить к строительству, как 7 октября Прокуратура Москвы внезапно объявила, что несоответствие распоряжения правительства Москвы о выделении земли действовавшему на тот момент Земельному кодексу делает передачу земельного участка недействительным. Московское правительство с Прокуратурой согласилось и отменило свой указ о выделении земли Московскому обществу сознания Кришны.

По предположению Осипова, на отмену распоряжения могли повлиять приближавшиеся выборы в городскую думу. Возможно, сказалось также внезапно бурное коммерческое освоение Ходынского поля, значительно повысившее престижность места и, вероятно, и цены на землю.

В данный момент, по словам заместителя председателя Комитета по связям с религиозными организациями Правительства Москвы Константина Блаженова, власти ищут другой участок, однако когда его смогут найти, где именно он будет и какого размера, остается совершенно неясным. Он также выразил надежду, что подходящий участок удастся подыскать раньше, чем община верующих-индуистов будет вынуждена оставить нынешнее временное помещение, однако не смог ничего гарантировать.

Между тем, Московское общество сознания Кришны подало иск в Арбитражный суд Москвы, в надежде если не вернуть законность изначальному распоряжению мэра, то, по крайней мере, сохранить свой временный храм еще на несколько месяцев до своего окончательного изгнания с земли обетованной.

Как отметил Осипов, верующие должны освободить землю в течение трех месяцев с момента отмены распоряжения правительства, что оставляет им времени всего до конца января. "Обращение в суд – наша крайняя мера. Все это время мы надеялись решить проблему мирным путем", – сказал Осипов.

Что же будет делать община индуистов, если у нее отберут и временный храм, остается неясным. "Если мы потеряем это место, то окажемся просто на улице", – сказал Осипов. "Нам придется встречаться на частных квартирах. Как в советские времена".