В эфире передачи "Вера и общество", транслируемой по Болгарскому национальному телевидению прозвучали антироссийские высказывания
 
 
 
В эфире передачи "Вера и общество", транслируемой по Болгарскому национальному телевидению прозвучали антироссийские высказывания
Българска национална телевизия

В открытом письме, направленном в редакцию интернет-портала Православие.БГ, представитель Патриарха Московского и всея Руси , при Патриархе Болгарском игумен Исидор (Минаев) выразил возмущение антироссийскими высказываниями, прозвучавшими в воскресенье, 11 января, в эфире передачи "Вера и общество" Болгарского национального телевидения, сообщает Седмица.ru. Поводом к передаче послужил газовый конфликт между Россией и Украиной, который привел к прекращению поставок российского газа во многие страны Европы, включая и Болгарию. Участники передачи заявляли, что Болгария страдает от российской политики, Русскую православную церковь обвиняли в заигрывании с национализмом, определяя это как проявление "фашизоидности" и называя РПЦ "фашизоидным авангардом русского правительства". Одним из обвинений в адрес РПЦ было также отсутствие реакции на газовый конфликт.

Ниже приводится текст письма представителя РПЦ и ответ редакции болгарского портала.

Письмо игумена Исидора

"Передача выдержана в худших традициях пропаганды периода "холодной войны". Дискуссии предшествует видеоряд, смонтированный таким образом, чтобы у зрителя не оставалось никаких сомнений в тезисах, озвученных гостями. Недобросовестный монтаж кадров, подобранных специальным образом, воздействует непосредственно на эмоции людей и, по сути, является попыткой манипулировать этими эмоциями, направляя их в "нужное" русло. Когда отношение уже сформировано, начинается воздействие на сознание зрителя.

Теперь, когда присутствующие в России и Украине болгарские эксперты убедились в подлинных причинах непоступления газа на Балканы, создатели передачи, конечно же должны пожалеть о своей быстрой реакции на злободневную тему и уведшей их далеко от истины. Кичась европейским принципом "свободы слова", якобы действующим в Болгарии, авторы передачи совсем позабыли пригласить в эфир какого-нибудь оппонента (хотя бы меня или сотрудника Российского посольства), не разделяющего мнений двух профессоров-русофобов, "поющих в унисон".

Сама попытка рассматривать геополитику через призму христианской морали является уловкой, соединяющей заведомо несоединимые и несопоставимые вещи, и представляет собой "неблагообразный парадокс", используя выражение одного из гостей передачи.

Лейтмотивом является обвинение российского правительства и Православной церкви в национализме, имперских амбициях, проявляющихся в "газовом конфликте". Высказанные apriori, эти обвинения не подкреплены никаким серьезным ситуативным анализом, что объяснимо. Если приводить аргументы, то придется разбираться в сути конфликта, что совершенно не входит в задачу авторов передачи. Достаточно заметить, что Украина, которая является, как минимум, одной из сторон конфликта, вообще не упоминается. Не рассматриваются также и причины прекращения транзита газа по ее территории. Вместо этого зрителю навязывается тезис: "Болгария страдает от русской политики".

Обсуждение голословных обвинений составляет основную часть передачи. Используется классический прием контрпропаганды: приписать оппоненту определенную позицию (удобную для критикующей стороны и часто имеющую мало общего с реальностью) и затем с пафосом ее разоблачать. Так Русская православная церковь обвиняется в заигрывании с национализмом, что определяется как "фашизоидность", а сама Церковь называется "фашизоидным авангардом русского правительства". Этот перл принадлежит человеку, который, по моему мнению, сам страдает некоторой "шизоидностью": человек, употребляющий подобные эпитеты в адрес Православной церкви, едва ли сам может считаться православным. Тем более, что по странному стечению обстоятельств он одновременно является прихожанином той самой Русской церкви, которую так яростно обличает.

Следующим обвинением в адрес Русской православной церкви является отсутствие ее реакции на "газовый конфликт". Видимо, уважаемые профессора "забыли", что Церковь в России отделена от государства и не вмешивается в политику. Хотя, вопреки всякой логике, несколько минут назад они отстаивали тезис о политической и национальной ангажированности Русской церкви. Досталось и Болгарской церкви, которая, по их мнению, должна перестать связывать себя с русским православием и осудить "антизападную позицию" некоторых болгарских иерархов (имеется в виду Пловдивский митрополит Николай и др.), что, разумеется, является смертным грехом в глазах наших "истинно православных" экспертов.

Что же касается обвинений против российского правительства, то здесь, разумеется, не обошлось без исторических экскурсов. Было сделано рискованное заявление о том, что русское правительство никогда не руководствовалось соображениями православия в отношениях с Болгарией, даже в период Освободительной войны 1877-1878 гг. Трудно сказать, чего здесь больше - некомпетентности или недобросовестности. Но едва ли доктору исторических наук и бывшему декану исторического факультета неизвестно об огромном общественном подъеме в России накануне той войны, о фактах православной солидарности и благотворительности. Можно упомянуть Самарское знамя - национальную святыню болгарского народа, о которой знает каждый школьник. Непростая история российско-болгарских отношений, слава Богу, полна фактами православного братства, достаточно о них просто не "забывать". Но нашим экспертам больше по душе обвинять Россию в политическом эгоцентризме и противопоставлять ей американскую политику, "глубинно движимую религиозными мотивами"!!!

Современные российские политики обвиняются в лицемерном злоупотреблении религией. Их личная характеристика носит настолько оскорбительный характер, что находится за гранью всякой критики, особенно впечатляет сравнение с "истинно верующим человеком Джорджем Бушем".

Венцом псевдонаучных рассуждений является определение России как "азиатской, коммунистической державы, у которой нет никаких ресурсов для присутствия в мире, она не может предложить миру никаких идей". Оставим на совести авторов подобные высказывания "вселенского масштаба и вселенской же глупости", по выражению проф. Преображенского, героя повести М. Булгакова "Собачье сердце".

Не зря я сказал о псевдонаучности данных высказываний. Потому что если ученый желает компетентно говорить об Антарктиде, то, как минимум, он должен на длительное время отправиться на Антарктиду в экспедицию. Если желает писать о тибетских монастырях и монахах, то должен некоторое время прожить в этих монастырях и своими глазами увидеть внутреннюю жизнь обителей, пообщаться с ее насельниками. Очевидно, что данные "ученые" никакой исследовательской (собственно научной) деятельности не вели. Не ездили в длительную командировку в Россию, не жили в русских монастырях, не общались с русскими иерархами, монахами, мирянами. А, как принято у философов (странно, что и историк воспользовался этим же порочным методом), взяли все аргументы в своем воспаленном воображении. Вот именно такие псевдонаучные деяния именуются в Священном Писании термином "лжеименное знание" (Тимофею 6:20). Вот именно этот случай имеется в виду, когда в Первом Послании к Коринфянам (1:19-20) говорится: "Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну". "Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие?" По евангельскому слову и выходит, что простая приходская бабушка духовно богаче и разумнее профессора философии, потому что имеет веру, любовь и смирение. А горделивый ум запутался в своих инсинуациях и не имеет ни любви, ни смирения, ни кротости и в итоге не имеет и подлинного разума. Как говорится в русской пословице "Ума палата, да разума маловато". Питается такой ум своими скудными мыслишками, злобой, в данном случае проамериканской прессой и главной помойкой нашего времени - Интернетом, совершенно игнорируя научные методы познания окружающего мира.

Целью передачи, конечно же, является обработка общественного мнения. Нельзя сказать, чтобы в нынешней непростой политической и экономической ситуации подобные взгляды не имели распространения. Однако существует и иное мнение в болгарском обществе: "Нам нужно всегда быть вместе с Россией!". И это вынуждены признать гости передачи, говоря о шквале звонков зрителей по открытым телефонным линиям. Правда, уважаемые профессора называют это "остервенением". Ну что же, Бог им судия!

Игумен ИСИДОР (Минаев), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском

г. София, 17 января 2009 года

Редакция сайта "Православие.БГ" прокомментировала заявление игумена Исидора следующим образом:

"Православная телепередача "Вера и общество", которая выходит в эфир каждое воскресное утро, пользуется значительной популярностью среди верующих христиан Болгарии. Ее автор и ведущий — известный и уважаемый церковный журналист Горан Благоев. Думается, что телеведущий не несет ответственности за мнения своих гостей, в том числе и за антироссийские высказывания, которые, к сожалению, имели место. Каждый отвечает только за свои собственные взгляды, поступки и слова и вряд ли можно считать, что ведущий "срежиссировал" беседу и всю передачу так, чтобы спровоцировать обвинения против России.

Вместе с тем приходится, к сожалению, признать, что настроения такого рода действительно существуют среди части болгарского общества, и они обострились во время газового кризиса, жертвой которого стала наша страна. Мы понимаем и во многом разделяем пафос письма о. Исидора. Вместе с тем мы считаем, что одним, хотя бы и самым страстным и эмоциональным, письмом этой проблемы не решить. Нужно внимательно и терпеливо разъяснять факты и рассеивать заблуждения, что требует многолетнего кропотливого труда. Будем надеяться, что с обеих сторон - болгарской и русской - найдутся достаточно добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.