Русская православная церковь ставит устоявшуюся богослужебную практику и многовековую традицию народного празднования Рождества в начале января выше эффектных "деклараций для внешнего мира" и не будет переходить на ново-юлианский стиль летоисчисления
 
 
 
Русская православная церковь ставит устоявшуюся богослужебную практику и многовековую традицию народного празднования Рождества в начале января выше эффектных "деклараций для внешнего мира" и не будет переходить на ново-юлианский стиль летоисчисления
Global Look Press

Русская православная церковь ставит устоявшуюся богослужебную практику и многовековую традицию народного празднования Рождества в начале января выше эффектных "деклараций для внешнего мира" и не будет переходить на новоюлианский стиль летоисчисления, заявил накануне первый заместитель председателя учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим Козлов.

"Православная церковь не придает календарной проблематике вероучительного значения, вопрос даты празднования Рождества оставлен на усмотрение каждой поместной Церкви. Надо констатировать, что именно в российской действительности сложившееся празднование имеет очень много плюсов, ведь большие рождественские каникулы - это возможность посещать богослужения, молиться на службах и вместе со своими близкими подготовиться к празднику и радостно его встретить", - цитирует РИА "Новости" слова священнослужителя.

Он подчеркнул, что  "декларации для внешнего мира" не могут значить больше, чем "устоявшаяся практика" и "многовековая привычка народа", а желание многих не соблюдать пост в Новый год не может быть "веским резоном" для изменения церковного устава и перехода на другой календарь. "Может быть, и хорошо, что православные имеют дополнительные основания соблюсти умеренность в новогодние праздники, ведь должен же быть кто-то трезвый", - заключил Козлов.

В свою очередь, Католическая церковь не видит "ничего плохого" в том, что христиане отмечают Рождество по разным календарям, сказал журналистам генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский: "Главное, чтобы Христос родился в наших сердцах". Он привел в пример обычай жителей польского Белостока, где проживает самая большая православная община Польши, совместно праздновать Рождество дважды в году.

"Это взаимообогащение культур", - убежден представитель Римско-католической церкви. Он добавил, что греко-католическая община на Украине также придерживается православной традиции отмечать Рождество 7 января.

"Библия не говорит нам, когда точно родился Христос, дата празднования вполне условная и связана с римскими сатурналиями", - пояснил Ковалевский. По его словам, конец декабря для празднования Рождества Христова был выбран не случайно и это глубоко символично: во время зимнего солнцестояния, когда самые длинные и беспросветные ночи в году, рождается Христос, Солнце правды".

Напомним, что вместе с Русской православной церковью Рождество в ночь с 6 на 7 января отметят Грузинская, Сербская, Иерусалимская церкви, афонские монастыри, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и часть российских протестантов.

Здесь следует отметить, что все государства, где действуют перечисленные выше церкви, живут по григорианскому календарю. В церквах же принят юлианский календарь, отстающий от григорианского на 13 дней. Это приводит к немного странной ситуации, что Рождество как церковный праздник отмечается в этих странах перед Новым годом - праздником светским, государственным. Поэтому Новый год выпадает на период Рождественского поста. Однако если соотносить два этих календаря, то 7 января по григорианскому календарю выпадает именно на 25 декабря по юлианскому, и неделю спустя после Рождества наступает новогодний праздник - любимый у многих россиян старый Новый год, выпадающий по григорианскому календарю на 14 января.

Все остальные 11 поместных православных церквей мира празднуют Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря по так называемому новоюлианскому календарю, который будет совпадать с григорианским вплоть до 2800 года.

Календарная реформа, заменившая юлианский стиль на григорианский, была предпринята в XVI веке при Папе Римском Григории XIII, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

В этих же целях в 1923 году по инициативе константинопольского патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря. Русская православная церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на новоюлианский календарь. Но это вызвало протесты среди церковной общественности. Поэтому постановление было отменено менее чем через месяц.

Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского - за 3333 года, а новоюлианского - за 40 тысяч лет.

Тем не менее в Московском патриархате постоянно подчеркивают, что в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля перед Русской православной церковью не стоит, поскольку юлианский календарь дорог церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни.

Правда, небольшое количество приходов РПЦ в дальнем зарубежье, состоящих преимущественно из местных жителей, отмечают Рождество по новому календарю.