Школьники предпочитают основам религиозной культуры светскую этику
 
 
 
Школьники предпочитают основам религиозной культуры светскую этику
Архив NEWSru.com

Вопреки прогнозам педагогов и данным опросов общественного мнения большинство родителей, чьим детям начиная с апреля предстоит изучать "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), выбрали не основы православия или другой традиционной религии, а изучение светской этики или религиозных культур в целом, отмечает газета "Время новостей".

Издание сообщает, что о светских предпочтениях родителей четвероклассников заявил директор профильного издательства "Просвещение", выпустившего учебники по новой дисциплине, а также руководство Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, где будут готовить преподавателей основ.

Новый предмет, как уже говорилось, будет составным. По условиям эксперимента школьники и их родители смогут выбрать один из предлагаемых модулей: основы одной из религиозных культур, основы светской этики или основы мировых религиозных культур.

Примечательно, что издательство "Просвещение" выпустило больше всего учебников по "светской этике". В школы не позднее 25 марта этого года поступит 125 тыс. экземпляров. На втором месте учебники по основам православной культуры (ОПК), выпущенные тиражом 80 тыс. Пособие по религиоведению для четвероклассников (основам мировых религиозных культур) издано в количестве 60 тыс. экземпляров. Для сравнения: исламскую культуру по учебникам "Просвещения" будут изучать 40 тыс. школьников, буддийскую - 14 тыс. и иудейскую - 12 тыс. детей.

По словам директора издательства Александра Кондакова, все учебники уже прошли три необходимые экспертизы - конфессиональную, психолого-педагогическую и научную. На позапрошлой неделе книги были отправлены на сверку в Российскую академию наук. В минувшую среду было получено последнее экспертное заключение, и в настоящий момент учебники, исправленные и дополненные специалистами РАН, пошли в производство.

Как сообщили "Времени новостей" в Федеральном агентстве по образованию ("Рособразование"), 8 февраля ведомство официально утвердило вуз, призванный подготовить преподавательские кадры для основ, - им стала упомянутая выше Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Как отмечает газета, ректор этого учебного заведения Эдуард Никитин неоднократно сообщал, что, по данным Академии, в крупных городах более 60% родителей школьников заявили о том, что предпочтут, чтобы их дети изучали светскую этику или основы мировых религий, то есть предметы, не связанные с какой-либо конкретной конфессией. 40% предпочли бы "Основы православной культуры".

В свою очередь, социологический опрос, проведенный в сентябре прошлого года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), демонстрирует несколько иной расклад. Более половины (53%) респондентов высказались за преподавание в школах Закона Божьего (в опроснике ВЦИОМа фигурировал именно этот, существовавший в дореволюционной России предмет, а не "Основы православной культуры").

Для сравнения: в 2001 году сторонниками введения сугубо конфессиональной дисциплины назвали себя 48%. Одновременно снизилась доля тех, кто выступает против введения в школьную программу такого предмета (с 36 до 27%). Различие в данных ВЦИОМа и в сведениях, приведенных Никитиным, по всей видимости, объясняются разностью опрошенных аудиторий: в одном случае это заинтересованные лица - родители учеников, в другом - россияне в целом, полагает газета.

Самая крупная и влиятельная из "заинтересованных сил" - Русская православная церковь (РПЦ) не возражает против преподавания светской этики наряду с основами религиозной культуры, но к "учебникам о религиях в целом" относится скептически, замечает автор публикации во "Времени новостей".

В частности, глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что в государственных школах России "в современных условиях плюрализма" должны быть представлены различные мировоззрения - как атеистическое, так и религиозные.

При этом представитель Церкви заметил, что, по его мнению, "общий учебник обо всех религиях" фактически "не состоялся". Критику со стороны священника вызвал учебник по истории мировых религий под редакцией ректора Института общей истории РАН академика Александра Чубарьяна. По словам Всеволода Чаплина, зарубежный, в частности, - норвежский, опыт показал, что преподавание "некоего общего религиозно-философского курса" - это "неработающая модель". Работающей же моделью является преподавание определенных религий на добровольной основе, хорошо зарекомендовавшее себя в ряде европейских стран, считает представитель РПЦ.