Индуисты во всем мире отмечают праздник Рамчандра-виджайотсава, посвященный победе Рамы над демоном Раваной
 
 
 
Индуисты во всем мире отмечают праздник Рамчандра-виджайотсава, посвященный победе Рамы над демоном Раваной
Архив NEWSru.com

28 сентября индуисты во всем мире отмечают праздник Рамчандра-виджайотсава, посвященный победе Рамы над демоном Раваной.

Виджайотсава - это последний день знаменитого десятидневного индуистского праздника Нава-ратри (буквально: "девять ночей") в честь Дурги, покровительницы материального космоса. Также этот день считается благоприятным для начала новых дел, особенно учебы или открытия школ, сообщает пресс-служба Центра обществ сознания Кришны в России.

"Шри Дурга считается одним из популярнейших персонажей индуистского пантеона полубогов, - пояснил нашему корреспонденту главный пуджари (священнослужитель) религиозной организации "Московское общество сознания Кришны" брахман Вишнурат Дас. – В священном писании Шримад Бхагаватам Господь Кришна, благословляя Майядеви (Дургу) на служение живым существам, попавшим в бренный мир, называет самые разные имена этой божественной энергии: Дурга, Бхадракали, Виджая, Вайшнави, Кумуда, Чандика, Кришнаа, Мадхави, Каньяка, Майя, Нараяни, Ишани, Шарада и Амбика".

По словам брахмана Вишнурата Даса, Нава-ратри отмечается в честь победы богини Дурги над демоном Махишей, битва с которым как раз длилась девять дней и ночей. В каждый из таких дней поклоняются одной из девяти ипостасей Дурги: как собственно Дурге (Труднопреодолимая), Бхадракали (Благая сила времени), Амба (Матерь), Анна-пурна (Дающая пищу), Сарва-мангала (Всеблагая), Бхаирави (Сила смерти), Чанди (Свирепая), Бхавани (Поддерживающая) и даже Лалита (Игривая).

В отличие от шактов, поклоняющихся Дурге ради земных благ, вайшнавы (кришнаиты) почитают ее как возвышенную слугу Всевышнего, выполняющую трудное служение. Так, в знаменитом храме Джаганнатхи (штат Орисса на востоке Индии) установлено божество Дурги (Бимала-деви), которой предлагают маха-прасад (подношение) от Господа сразу после завершения церемонии поклонения – как великой преданной слуге Господа.

Очень интересна эта традиция и с культурологической и страноведческой точек зрения. Скажем, в первый день Нава-ратри, проведя поклонение домашнему божеству, на алтарь ставят горшок с землей, в которую бросают зерна ячменя. На десятый день ростки раздают людям как знак благословения. Эти ростки кладут потом в книги, цепляют на головные уборы, закладывают за уши – на удачу!

Нава-ратри делят на три периода по три дня. В первые три дня поклоняются Дурге, во вторые три – Лакшми (богине достатка и процветания), а в третьи – Сарасвати (покровительнице наук, искусств и изысканной речи). Нава-ратри благоприятен для начала новых дел. В пятый день, Лалита-панчами, собирают книги, возжигают светильник и приглашают Шри Сарасвати. На восьмой и девятый день проводят ягью (огненный обряд) для Дурги.

Десятый день называется Виджая-дашами (по-другому Дуссера или Дассен) – день, когда Господь Рама победил демона Равану. В этот день люди по всей Индии сжигают изображения Раваны, Мегханатхи (сына Раваны) и Кумбхакарны (брата Раваны). В это время также показывают представления, рассказывающие о Господе Раме.

Также этот день считается благоприятным для начала новых дел, особенно учебы или открытия школ.

Нава-ратри – праздник танца. Например, в Гуджерате (штат на западе Индии) по случаю праздника женщины водят хороводы под звуки традиционных народных песен гарбха. Популярен также и танец дандия, изображающий шуточное сражение на деревянных палках.

В дни Нава-ратри принято ходить друг к другу в гости, причем нужно обязательно кормить гостя прасадом, освященной едой.

Еще одна красивая традиция – дарить подарки девочкам и замужним женщинам (как олицетворению Дурги, которой обычно поклоняются в этих двух ипостасях). Обычно подарок состоит из зеркала, расчески, коробочки с кункумой (киноварью) и фруктов.