Дискуссия о роли Золотой Орды в происхождении Российского централизованного государства, которая началась с недавнего заявления председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, продолжилась на пресс-конференции в РИА "Новости"
 
 
 
Дискуссия о роли Золотой Орды в происхождении Российского централизованного государства, которая началась с недавнего заявления председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, продолжилась на пресс-конференции в РИА "Новости"
blagovest-info.ru

Дискуссия о роли Золотой Орды в происхождении Российского централизованного государства, которая началась с недавнего заявления председателя Совета муфтиев России (СМР) Равиля Гайнутдина, продолжилась на пресс-конференции в РИА "Новости", которая состоялась 28 сентября, сообщает "Благовест-инфо".

На прошедшей в Москве международной конференции "Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности" глава СМР заявил, что "именно благодаря политической воле золотоордынских ханов началось собирание разрозненных русских княжеств вокруг Москвы". С этой версией происхождения Российского государства не согласился представитель Русской православной церкви, заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Филипп (Рябых).

На пресс-конференции, посвященной итогам международного форума, Равиль Гайнутдин подтвердил свою позицию и развил ее. "Россия изначально была построена славянскими и тюркскими народами – это мое твердое убеждение, основанное на изучении истории", - сказал он. Оппонентов он адресовал к трудам выдающегося русского историка Н.М. Карамзина, которого цитировал на конференции. "Москва и Россия сильна тем, что живут в нашей многонациональной и многорелигиозной стране мусульманские народы, испокон веков живущие на своих родных землях. А те, кто считают, что Россия – это только православное государство и должны жить в России только русские, я считаю их врагами нашего государства", - отметил муфтий. Он добавил, что "Россия будет сильной только тогда, когда осознает, что все народы, живущие в нашем государстве, - это народы России, а не пришельцы и не мигранты".

Далее он отметил "огромный вклад во имя мощи нашего государства", который внесли мусульмане: например, по его словам, единство России сейчас сохраняется именно благодаря мусульманам Северного Кавказа, которые противостоят попыткам извне, направленным на раскол страны. Глава СМР подчеркнул, что "величие" нынешней и будущей России зависит от сотрудничества двух "главных" религий – православия и ислама.

Журналист и телеведущий Максим Шевченко приветствовал завязавшуюся дискуссию и поблагодарил Равиля Гайнутдина, инициировавшего ее. "Карамзин видел корни единства огромной империи …в наследии Чингис-хана, который впервые объединил разные народы на этом пространстве", - так изложил журналист концепцию знаменитого историка, противопоставив ему оппонентов-современников, которых Шевченко объединил следующей идеей: они полагали, "что миссия России – быть представителем Запада, которая несет какие-то ценности Запада сюда, и т. д.". Следует заметить, что тема противостояния западным ценностям была основной во многих выступлениях на исламском форуме в Москве.

В пользу версии Равиля Гайнутдина Шевченко привел несколько примеров. Так, по его словам, великий московский князь Иван III вряд ли бы смог выставить против хана Ахмеда на реке Угре "огромную современную по тем временам армию с артиллерией, с конницей, с могучим сильным государством", если бы он находился "под удушающим игом". "То ли иго было не такое тяжелое, то ли мы чего-то не знаем и не понимаем", - иронично отметил журналист. Кроме того, было упомянуто о существовании в столице Золотой Орды Сарае "огромной" православной епархии, что свидетельствует о веротерпимости ордынских правителей.

Эту тему продолжил руководитель Исламского культурного центра РФ Абдул-Вахед Ниязов. По его словам, веротерпимость Орды создала все условия для укрепления Русской церкви: "Могущество Русской Церкви было заложено именно во времена Золотой Орды". Гайнутдин добавил, что ханы не только освободили Церковь от податей, но и делились с ней собранной данью – "а теперь мы такого не видим". Ниязов отметил, что полемика, развернувшаяся по данной теме, живо заинтересовала мусульман в Дагестане и Чечне, где побывала делегация участников международного форума.