На конференции по проблемам терроризма призвали использовать опыт индийской толерантности
 
 
 
На конференции по проблемам терроризма призвали использовать опыт индийской толерантности
Архив NEWSru.com

В Российском государственном социальном университете накануне состоялось первая научная конференция по проблемам терроризма, сообщает корреспондент "Мира религий".

По мнению участников конференции, важнейшим средством предупреждения экстремизма и терроризма является воспитание у населения толерантности как одной из основных универсальных ценностей современного общества. Участники конференции призвали широко использовать в этом отношении опыт различных стран, в частности, Индии. Как отметил декан гуманитарного факультета университета Леонид Лаптев, для индийцев характерна активная позиция ненасилия и терпимости.

Об историческом опыте использования индийской толерантности в России рассказал московский историк Жан Кацер. Он представил материалы о существовании на юге России в XVII-XIX вв. индийских поселений, самое большое из которых находилось в Астрахани (знаменитое Подворье). Здесь, кроме жилых и торговых помещений, имелся вишнуитский (кришнаитский) храм.

В сообщении Ж. Кацера была показана определяющая роль в воспитании толерантности философии ненасилия, которой придерживаются вишнуиты (кришнаиты). Он отметил, что индийцы прославились в Астрахани не только предприимчивостью и порядочностью в торговле. Их отличала человечность, стремление сохранить жизнь всем живым существам. По свидетельству русского академика Петра Палласа (1782 г.), побывавшего в Астрахани, индийцы, например, выкупали у местных мальчишек птиц, чтобы выпускать их на волю. Ненасилие и терпимость астраханских индийцев смягчили нравы жителей некогда разбойного города, сдружили между собой представителей самых разных религий.

Об этом еще в XVII в. писал польский писатель Ян Потоцкий. А на рубеже XVIII-XIX вв. Л. Ланга, главный хранитель рукописей Национальной библиотеки в Париже, в примечаниях к своему переводу "Путешествия из Бенгала в Петербург" Дж. Форстера писал об Астрахани: "Какой пример для обитателей наших красивых городов Европы, какой урок для законодателей - это мирное объединение в Астрахани главнейших известных нам сект!"

Ж. Кацер рассказал также о том, как нынешняя Астрахань продолжает эту традицию. Несмотря на близость Северного Кавказа, ее не коснулись тамошние национальные "разборки" последних лет. В городе издавна мирно соседствуют православные храмы, католический собор, мечети, синагога, а с недавних пор - и молельный дом кришнаитов (так называемая нама-хатта), среди которых есть не только местные индийцы, но также русские, татары и армяне. Верующие разных религий посещают друг друга, как это было и в годы Подворья.

Особую значимость сегодня индийского опыта, сохраняемого в Астрахани, в воспитании толерантности у населения подтвердил и выступивший на конференции заместитель руководителя отдела аппарата Совета Федерации по организации взаимодействия субъектов РФ Юрий Черный.