Арбитражный суд Москвы в пятницу признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя Дмитрия Борисова по наложению ареста на акции "Юганскнефтегаза", основного добывающего предприятия НК ЮКОС, сообщает "Интерфакс" из суда Акции "Юганскнефтегаза" находились под арестом в рамках возбужденного против НК ЮКОС исполнительного производства по взысканию 99,4 млрд руб. налогов, пени и штрафов за 2000 год
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Арбитражный суд Москвы в пятницу признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя Дмитрия Борисова по наложению ареста на акции "Юганскнефтегаза", основного добывающего предприятия НК ЮКОС, сообщает "Интерфакс" из суда
Архив NEWSru.com
 
 
 
Акции "Юганскнефтегаза" находились под арестом в рамках возбужденного против НК ЮКОС исполнительного производства по взысканию 99,4 млрд руб. налогов, пени и штрафов за 2000 год
Архив NEWSru.com
 
 
 
ОАО "Юганскнефтегаз" - крупнейшее нефтедобывающее предприятие ЮКОСа. Прогнозируемый объем добычи нефти "Юганскнефтегаза" в 2004 году составляет 54 млн т - 60% от планируемого объема добычи в целом по НК ЮКОС (90 млн т)
hmao.wsnet.ru

Арбитражный суд Москвы в пятницу признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя Дмитрия Борисова по наложению ареста на акции "Юганскнефтегаза", основного добывающего предприятия НК ЮКОС, сообщает "Интерфакс".

Таким образом, арбитраж удовлетворил иск ЮКОСа.

Данное решение суда подлежит немедленному исполнению, в то же время это решение может быть обжаловано в вышестоящей инстанции в течение месяца.

Пресс-секретарь НК ЮКОС Александр Шадрин сообщил Агентству нефтяной информации, что "компания удовлетворена решением суда". От дальнейших комментариев он воздержался.

Представитель НК ЮКОС в суде отметил, что действия судебных приставов, наложивших арест на акции "Юганскнефтегаза", являются незаконными и немотивированными.

Согласно законодательству, обращение взыскания на акции ОАО "Юганскнефтегаз", являющегося одним из основных активов НК ЮКОС, по мнению представителя нефтяной компании, осуществляется в третью очередь, если имущества, на которое обращено взыскание по первой и второй очереди, недостаточно для погашения налогового долга.

В данном случае акции "Юганскнефтегаза" будут реализованы в первую очередь. Пристав вынес постановление 14 июля, не установив, достаточно ли имущества первой и второй очередей для погашения налогового долга.

Кроме того, в исполнительном производстве содержится предложение ЮКОСа о погашении налогового долга с помощью пакета акций (20% минус 1 акция) ОАО "Сибнефть", стоимость которого превышает 4 млрд долларов, в то время как налоговый долг за 2000 г. компании ЮКОС составляет 3,4 млрд долларов. При этом пакет акций "Сибнефти", находящийся в собственности НК ЮКОС, не арестован.

В ходе судебного заседания судебные приставы не дали исчерпывающего ответа на это предложение.

По словам представителя Службы судебных приставов, постановление о наложении ареста на акции ОАО "Юганскнефтегаз" было вынесено 14 июля в строгом соответствии с законодательством, и этот арест является обязательным для сохранности имущества должника.

В настоящее время реализация акций "Юганскнефтегаза" не осуществляется, а взыскиваются только денежные средства компании, отметил судебный пристав.

Представитель МНС, которое выступает по делу взыскателем, в отношении обжалуемых действий судебных приставов отметил, что приставы не нарушают законодательство. При этом было отмечено, что на то время постановлением Службы судебных приставов от 15 апреля в качестве обеспечительной меры по иску о взыскании с НК ЮКОС более 99 млрд рублей налогового долга уже был наложен арест на имущество компании.

Кроме того, было обращено внимание на тот факт, что после 14 июля, когда был наложен арест на акции "Юганскнефтегаза", ЮКОС начал погашать существенные суммы долга, причем это произошло после того, как приставы выявили реестры трех добывающих компаний ЮКОСа - "Юганскнефтегаза", "Самаранефтегаза" и "Томскнефти". 1 июля эти компании расторгли договор на ведение реестра с регистратором "М-Реестр", и их реестры были переданы самим компаниям для ведения. Как считает МНС, ЮКОС пытался скрыть факт владения акциями этих трех компаний.

Как сообщалось ранее, Арбитражный суд Москвы 22 июля получил от НК ЮКОС заявление о признании недействительными действий судебного пристава-исполнителя Дмитрия Борисова, который 14 июля наложил арест на акции ОАО "Юганскнефтегаз" - основного добывающего предприятия НК ЮКОС.

Арест акций был произведен в рамках возбужденного 30 июня исполнительного производства по делу о взыскании с НК ЮКОС более 99 млрд рублей налогового долга за 2000 год.

ОАО "Юганскнефтегаз" - самое крупное нефтедобывающее предприятие ЮКОСа, годовой объем добычи нефти которого составляет 49,7 млн тонн (2003 год), или 62% общей нефтедобычи компании. За первое полугодие текущего года "Юганскнефтегаз" добыл 25,6 млн тонн. Сумма чистых активов "Юганснефтегаза" на 1 апреля 2004 года составляла 32 млрд 966 млн 520 тыс.

ОАО "НК ЮКОС" принадлежит 43 обыкновенные именные акции "Юганскнефтегаза" номинальной стоимостью 177 тыс. 889,8 рубля и 13 привилегированных именных акций номинальной стоимостью 177 тыс. 889,8 рубля, составляющих 100% голосующих акций общества.

Reuters: у ЮКОСа больше нет денег на счетах. ЮКОС: деньги есть, но лишь до вторника

У нефтяной компании ЮКОС больше не осталось денег на счетах после того, как в четверг судебные приставы получили от компании 900 миллионов долларов на покрытие налоговых долгов, заявили Reuters источники в российских финансовых кругах. "У них больше нет денег даже на проведение основных финансовых операций", - заявил источник.

Однако позднее, как сообщает The Wall Street Journal, финансовый директор компании ЮКОС Брюс Мизамор опроверг информацию, что приставы конфисковали со счетов компании 900 миллионов долларов. Он отметил, что у ЮКОСа есть некоторые средства на банковских счетах. Однако Мизамор заявил, что ко вторнику деньги у компании, скорее всего, закончатся, хотя это и не отразится на процессе добычи нефти.

Между тем газета сообщает, что источник, "знакомый с ситуацией в ЮКОСе", сообщил, что компания оплатила железнодорожные и другие транспортные тарифы лишь до 10 или максимум до 12 августа. The Wall Street Journal отмечает, что транспортные расходы ЮКОСа составляют 250 млн долларов в месяц. Неспособность компании оплатить эти тарифы может ограничить ее доступ к морским портам и речному транспорту.

Акции ЮКОСа сегодня на торгах на ММВБ вновь подешевели с утра на 17%. К полудню на бирже РТС курс акций ЮКОСа упал на 16,1%. Стоимость ADR нефтяной компании на Лондонской фондовой бирже снизилась на 12,5%, а на Франкфуртской - на 13,2%. К 14:00 по московскому времени на бирже РТС акции ЮКОСа упали в цене до 3,5 долларов за штуку (-17,3%).

Противостояние властей России и руководства ЮКОСа уже отразилось не только на стоимости самой нефтяной компании. На товарных биржах до рекордных отметок подорожала нефть - за баррель дают 44,73 доллара. А через несколько недель, по прогнозам специалистов, она достигнет уровня 50 долларов за баррель.

Кроме того, ситуация с ЮКОСом убеждает инвестеров в необходимости выводить капиталы из России. Глава Минэкономразвития Герман Греф был вынужден накануне признать, что чистый отток капитала из России в 2004 году вырастет почти в 3 раза по сравнению с прошлым годом - до 8-8,5 млрд долларов. Многие эксперты и рейтинговые агентства считают, что инвестиционная привлекательность России значительно снизилась именно из-за негативных последствий "дела ЮКОСа".

Сегодня ситуацию с ЮКОСом анализирует влиятельный экономический еженедельник The Economist. По мнению издания, президент Путин готов к ренационализации в России, что вызывает серьезные вопросы о том, находятся ли в безопасности другие компании и какую роль государство будет играть в экономике страны.

"Кажется, что с нами играют, как киты-убийцы с детенышем тюленя", - так один из сотрудников ЮКОСа описывает настроение в компании, которая была китом российской нефтяной индустрии, а теперь пытается удержаться на плаву под градом судебных атак. На этой неделе стало ясно, что компания может и дальше качать нефть, но налоговое министерство не прекратит проверку невыплаты налогов в 2002 и 2003 годах, чтобы прибавить их к почти 7 млрд долларов, которые оно хочет получить за два предыдущих года. На прошлой неделе прокуратура обвинила Леонида Невзлина, одного из главных акционеров ЮКОСа, сейчас живущего в Израиле, в подготовке убийства, пишет The Economist в материале, перевод которого публикует Inopressa.ru.

Аналитики иностранных инвестиций тоже испытывают приступы "морской болезни". Многие считают, что целью атаки на ЮКОС является наказание Ходорковского за приобретение политического влияния, но сама компания при этом должна остаться в целости и в частных руках.

Однако по недавним заявлениям можно догадаться о другом плане Кремля: раздробить ЮКОС и продать по заниженным ценам, а главное производственное дочернее предприятие "Юганскнефтегаз", возможно, отдать государственной нефтяной компании "Роснефть" (новый президент которой Игорь Сечин - один из ближайших соратников президента Владимира Путина). Если это произойдет, мрачно говорит Эл Брич из Brunswick UBS, обычно умеренный иностранный аналитик, "трудно будет не признать, что главной мотивацией Кремля является личная власть и богатство".

Однако конец ЮКОСу еще не пришел и, возможно, пока не придет, пишет журнал. На прошлой неделе судебные приставы, похоже, отступили, дав ЮКОСу еще месяц на уплату налогового долга в 3,4 млрд долларов за 2000 год. Это все равно представляется невыполнимым. Но шаг открывает возможность для переговоров, которые, по слухам, уже проходят.

Впрочем, на подобных переговорах, если что-то и решится, то только то, что получат за ЮКОС его владельцы и сколько времени Ходорковский и его партнер Платон Лебедев должны просидеть в тюрьме за предполагаемые махинации и неуплату налогов. А проволочки, возможно, дают время провести в Кремле более "темные переговоры" о дележе добычи. (Отметим, что материал в The Economist был опубликован до того, как было отменено решение, разрешающее ЮКОСу пользоваться его банковскими счетами для оплаты текущих операционных расходов).

Не исключено, что Путин надеялся на более быстрое, тихое и аккуратное решение. Но его индифферентность во время эскалации войны с ЮКОСом объяснила инвесторам два момента, в которые им не хотелось верить. Во-первых, он готов спровоцировать полномасштабную панику на рынке, лишь бы не отступить и не потерять лицо. Во-вторых (это пока не доказано, но все больше похоже на правду), он готов к ренационализации. Это вызывает серьезные вопросы о том, находятся ли в безопасности другие компании и какую роль государство будет играть в экономике.

В широком контексте не так уж важно, кому принадлежит ЮКОС. Как заявил Яков Паппе из Института экономических прогнозов Российской академии наук, национализация ЮКОСа, если ее провести правильно, исправила бы ошибку, совершенную в ходе приватизации 1990-х годов. Предполагалось, что "Роснефть" станет одной из крупнейших нефтяных компаний, а кончилось тем, что она меньше многих.

Уже не один месяц имеются признаки того, что государство хочет увеличить свою роль в нефтяном секторе, говорит Крис Уифер из Альфа-банка. Россия является вторым после Саудовской Аравии мировым производителем и экспортером нефти. Один только ЮКОС добывает 2% от общего мирового объема, обгоняя Ливию. На прошлой неделе, когда он пригрозил остановить производство, утверждая, что таково решение суда, мировые цены на нефть подскочили до нынешнего рекордного уровня. Национализация ЮКОСа дала бы России в нефтяном секторе такие же рычаги, какие она имеет в газовом: контролируемая государством монополия "Газпром" продает газ почти всем соседям России и многим странам Европы.

Проблема ЮКОСа не в налогах, поэтому она неразрешима

Российские власти отозвали решение, разрешающее ЮКОСу пользоваться своими банковскими счетами для оплаты текущих операционных расходов, и теперь аналитики опасаются, что это может повлиять на экспорт компании, что, в свою очередь, вызовет новый скачок цен на нефть.

Этот круговой разворот правительства РФ, отменяющий решение, принятое за день до этого, положил конец хрупкой надежде некоторого ослабления давления на ЮКОС, в то время как он пытается выплатить долги по налоговым требованиям, пишет влиятельное издание The Wall Street Journal.

Две недели назад ЮКОС - самая крупная нефтяная компания в России - предупредил, что если банковские счета не будут разблокированы, то к середине августа компания останется без наличных и будет вынуждена приостановить производство.

Эти перепады в настроении правительства вызвали колебания на рынке, и без того взвинченном вероятностью того, что спрос на нефть может превысить производственные возможности, что неизбежно поднимет цены на нефть в Нью-Йорке и Лондоне на новые высоты.

Цены на нефть несколько снизились после того, как в среду ЮКОС выступил с заявлением, что судебные исполнители разрешили компании осуществлять финансовые операции для обеспечения текущей деятельности.

Но уже на следующий день, в четверг, Министерство юстиции РФ заявило, что решение судебного пристава-исполнителя было незаконным и в связи с этим отозвано. "Все финансовые средства, которые поступали и будут поступать на счета компании, службой судебных приставов будут арестовываться и перечисляться в бюджет для погашения долга", - говорилось в сообщении Минюста.

Источник, близкий к компании, сказал The Wall Street Journal, что действия Минюста свидетельствуют, что попытки компании вести переговоры с правительством по поводу улаживания проблемы налоговых требований таким образом, чтобы компания не обанкротилась, на данном этапе провалились.

"Проблема не в деньгах и не в налогах, это очевидно, именно поэтому решить ее невозможно", - сказал он.

Кроме того, по мнению источника издания, действия властей убеждают правление ЮКОСа в том, что в администрации Путина ведется внутренняя борьба между сторонниками жесткой линии, желающими развала компании, и либералами - сторонниками компромиссного решения. Сам Кремль не раскрывает своих планов в отношении компании, утверждая, что вопрос об уплате счетов по налогам является прерогативой налоговых ведомств и судебных органов, пишет The Wall Street Journal, перевод статьи которого публикует Inopressa.