Путин дал добро на продолжение административной реформы Фрадкова, объединив Россвязьнадзор и Росохранкультуру
 
 
 
Путин дал добро на продолжение административной реформы Фрадкова, объединив Россвязьнадзор и Росохранкультуру
Архив NEWSru.com

Автором подписанного накануне президентом России Владимиром Путиным указа об объединении двух федеральных служб – Россвязьнадзора и Росохранкультуры, является премьер-министр Михаил Фрадков. Президентский указ готовили люди из команды Фрадкова. В документе говорится, что руководство объединенной службой "осуществляет правительство". Это означает, что в структуре правительства будет создан новый орган, призванный осуществлять надзор за всеми средствами распространения информации в России – прежде всего, телевидения, радиоволн, печати и интернета – и за их содержимым, пишет "ГАЗЕТА GZT.ru".

Как напоминает издание, Фрадков оказался наследником Дмитрия Козака - премьер стал продолжателем дела административной реформы. О том, что едва ли не самая важная для Кремля реформа буксует, потому что нарушаются те принципы, ради реализации которых она и затевалась, говорили давно. Еще в апреле 2004 года тогдашний вице-президент РСПП Александр Шохин (теперь он президент РСПП) говорил, что реформа проваливается, во-первых, потому что надзор за исполнением нормативных документов подчинен министерствам, где эти документы и пишутся. Во-вторых, ряд самих агентств совмещает несовместимое. Например, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которую до своего недавнего увольнения возглавлял Рамил Хабриев, выдавала (и сейчас выдает) лицензии на производство и ввоз лекарственных препаратов, одновременно контролируя соблюдение лицензий. То есть служба сама себя контролирует, что, естественно, питает коррупцию.

Уже тогда Фрадкова вдохновила идея вывода надзорных служб из-под ведения министерств, и премьер принял меры. Если сразу после реформы правительства в марте 2004 года непосредственно ему были подчинены Федеральная служба по финансовым рынкам и Федеральная антимонопольная служба, то к февралю 2007 года в подчинении премьера оказалось еще восемь агентств и служб. Из "безнадзорных" - Росстат, из надзорных - совмещенная из двух служб, находившихся в ведении Минпромэнерго, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. В феврале Путин предложил повременить с реализацией очередного предложения Фрадкова, а в понедельник президент продолжил его линию реформы правительства. Президент возобновил строительство премьерской надзорной вертикали с объединения служб по надзору в сферах связи с одной стороны и массовых коммуникаций и охраны культурного наследия - с другой.

Официально пресс-служба Белого дома объяснила необходимость создания службы анекдотично - необходимостью "повысить эффективность работы государства по охране памятников", отмечает "Коммерсант". Кроме того, перед ней, по словам представителя пресс-службы правительства, ставится "задача ликвидации межведомственных противоречий и административных барьеров на пути развития информационных технологий в России, а также и упрощения системы их регулирования".

Реальное объяснение было дано неофициально: источник в аппарате правительства заявил изданию, что новая служба, выполняющая надзорные функции и за всеми видами СМИ, и за теле- и радиочастотами, и за всеми другими видами связи, – аппаратный ресурс, которым просто нельзя было пренебрегать. Служба обещает быть чрезвычайно влиятельной и в медиа- и телекоммуникационном бизнесе, и в политических вопросах.

Так, в ее полномочиях будет приостановка как по техническим (наследство Россвязьнадзора), так и по "содержательным" (Росохранкультуры) претензиям всех видов коммуникации – печатных и электронных СМИ, вещательных и коммуникационных компаний, лицензируемой деятельности в интернете (Россвязьнадзор лицензирует интернет-провайдеров и осуществляет надзор за их деятельностью). Наконец, новой службе может быть передано ведение реестра баз персональных данных граждан – ранее предполагалось, что эта функция будет возложена на Россвязьнадзор. То есть речь идет о создании всеобъемлющего информационного мегарегулятора.

"Я не исключаю, что появление единого регулятора приведет к усилению функции контроля содержательной части, что повлечет за собой элемент цензуры", – отмечает генеральный директор РБК Юрий Ровенский. Представитель МТС заявил, что "речь идет о создании мегарегулятора и переходе от регулирования по отраслевому признаку к регулированию конечного продукта – массовой информации. Мы, как компания, работающая с потребителем, надеемся, что для нас это благоприятное изменение". Менеджер по связям с общественностью "Вымпелкома" Екатерина Осадчая заявила, что "пока не выработан регламент и порядок работы нового органа, довольно сложно давать оценку, как это отразится на игроках".

В Минкультуры и Мининформсвязи, в подчинении которых находились сливающиеся Росохранкультуры и Россвязьнадзор, ситуацию обсуждать отказываются. Видимо, были ошеломлены случившимся симбиозом. Впрочем, как отмечает издание, главное действующее лицо вчерашнего указа президента - не службы, а сам премьер. Раз президент с его подачи реформирует структуру и сложившееся соподчинение федеральных органов исполнительной власти, значит Михаил Фрадков сейчас на "административном" коне. Остается напомнить, что до выборов президента, которые назначены на 2 марта 2008 года, осталось меньше года. Тем временем премьер, которому позволено наращивать мускулы административной власти на финишной прямой, ведущей к выборам, может претендовать даже на участие в президентской гонке.