HRW исследовала влияние российских законов на ситуацию со свободой слова в стране: ужесточение контроля перешло в нарушение прав человека
 
 
 
HRW исследовала влияние российских законов на ситуацию со свободой слова в стране: ужесточение контроля перешло в нарушение прав человека
Reuters

Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) опубликовала доклад о системе ограничений свободы слова в России. Наступление на свободу слова ведется по всем фронтам. При этом речь идет уже не просто об ужесточении контроля, а об открытом нарушении прав человека, считают правозащитники.

83-страничный документ носит название "Онлайн и по всем фронтам. Наступление на свободу выражения мнений в России". Для своего исследования организация опросила более 50 юристов, журналистов, редакторов, политиков, правозащитников, экспертов и блогеров, а также членов их семей. Правозащитники также проанализировали законы и постановления правительства, касающиеся свободы выражения мнений и содержания информации, размещаемой в сети Интернет, и обвинительные заключения и судебные решения по рассматриваемым в России делам.

Из доклада следует, что начало активизации усилий российских властей по ужесточению контроля государства за тем, что происходит в интернете, они связывают с 2012 годом. В это время в России прошли массовые протесты на фоне возвращения на пост президента Владимира Путина.

С тех пор в стране началось "закручивание гаек": парламент принял ряд репрессивных законов, которые дают государству широкий набор инструментов ограничения доступа к информации, осуществления электронной слежки без судебного надзора и цензурирования информации, которую правительство относит к "экстремистской", противоречащей "традиционным ценностям" или так или иначе вредной для общества.

Борьба с критиками власти

Среди законов, фигурирующих в докладе HRW, упоминаются все резонансные законодательные инициативы последних лет: закон "о блогерах", принятый в 2014 году и обязующий владельцев блогов с аудиторией более 3 тыс. человек вставать на учет в Роскомнадзоре; закон о  защите чувств верующих; так называемый закон Лугового, принятый в 2013 году, который позволяет властям в 24 часа и без судебного распоряжения блокировать онлайн-ресурсы, распространяющие призывы к массовым беспорядкам, экстремистским действиям или участию в несанкционированных массовых мероприятиях.

Также в докладе упоминаются федеральный закон N242, обязывающий компании хранить и обрабатывать персональные данные российских граждан на серверах, расположенных в России; "пакет Яровой", предписывающий операторам распространения информации в течение нескольких месяцев хранить данные пользователей; федеральный закон N135, запрещающий"гей-пропаганду" среди несовершеннолетних, и ряд других законодательных инициатив.

Некоторые из этих законов, по мнению HRW, направлены на сужение пространства для общественных дискуссий, в том числе в интернете, и особенно по вопросам, которые власти считают для себя неудобными или чреватыми расколом в обществе, например украинский кризис, действия России в Сирии, права ЛГБТ, публичные протесты или другие проявления независимой политической или гражданской активности. Власти все чаще используют против своих критиков размытое и чрезмерно широкое антиэкстремистское законодательство, в ряде случаев приравнивая критику к экстремизму, отмечается в исследовании.

По данным правозащитников, принятые с 2012 года новые антиэкстремистские нормы привели к увеличению числа уголовных дел такого рода, особенно в связи с онлайновыми высказываниями. Десятки людей необоснованно привлечены к уголовной ответственности за посты в социальных сетях, онлайновые видеоролики, статьи и интервью; удалены или заблокированы сотни сайтов и веб-страниц. 

По информации российского информационно-аналитического центра "Сова", если в 2010 году по экстремистским статьям было осуждено 30 пользователей соцсетей, то в 2015-м таковых было уже 216. В 2014-2016 годах с онлайновой активностью было связано около 85% приговоров за "экстремистские высказывания" с наказаниями от штрафа и обязательных работ до лишения свободы. В подготовленном "Совой" списке лиц, лишенных на данный момент свободы за "экстремистские преступления" необщеуголовного характера, на сентябрь 2015 года значилось 54 фамилии, а в феврале 2017 года - уже 94.

Среди примеров необоснованных приговоров HRW упоминает дело тюменского блогера Алексея Кунгурова, осужденного на два года лишения свободы за критику действий России в Сирии; татарского активиста Рафиса Кашапова, осужденного на три года лишения свободы за призывы к сепаратизму; жительницы Екатеринбурга Екатерины Вологжениновой, признанной виновной в возбуждении ненависти за перепосты проукраинских заметок в соцсетях и "лайки" подобному контенту; екатеринбургского блогера Руслана Соколовского, осужденного условно за ловлю покемонов в храме; Дарьи Полюдовой, которая в 2015 году получила два года колонии по обвинению в призывах к сепаратизму за размещение в социальной сети "ВКонтакте "сатирического поста с призывом отделить Кубань от России; а также Ильми Умерова, Константина Жаринова и Вадима Тюменцева.

По мнению правозащитников, подобные уголовные преследования сказываются на уровне и свободе дискуссий по общественно-политическим вопросам в социальных сетях. В сложившейся ситуации многие россияне все меньше понимают, где проходит граница дозволенного слова и какие их действия могут повлечь большой штраф или тюремный срок, отмечается в докладе.

Интернет-коммуникации и частная жизнь

Другие законы, принятые российскими властями, по мнению HRW, посягают на приватность и безопасность коммуникаций интернет-пользователей, регламентируя вопросы хранения данных, неоправданно ограничивая доступ пользователей к информации и открывая властям возможность получать доступ к значительным массивам данных, включая конфиденциальную информацию пользователей и содержание трафика, причем в целом ряде случаев - без судебного контроля.

Так, в 2016 году парламент принял пакет антитеррористических поправок, обязывающих операторов связи и "организаторов распространения информации" в течение полугода хранить все содержание трафика и до трех лет - метаданные. Эти поправки, по мнению правозащитников, облегчают властям идентификацию пользователей и доступ к персональной информации без санкции суда, что является неоправданным вмешательством в частную жизнь и свободу выражения мнений.

В 2015 году в России вступил в силу закон, который обязывает сервисы электронной почты, социальные сети и поисковики хранить персональные данные российских пользователей на территории России. В ноябре 2016 года за несоблюдение этого закона российские власти заблокировали доступ к LinkedIn - социальной сети с более чем 400 миллионами пользователей по всему миру, напоминает HRW.

Власти подмяли под себя СМИ

Также, по мнению авторов доклада, ведется наступление на свободу слова в российских СМИ. "Государственное вторжение в средства массовой информации достигло такого уровня, который не наблюдался в России после распада Советского Союза. Законы, принятые с 2012 года, резко усилили государственный контроль над медиа. За редким исключением, основные средства массовой информации стали гласом государства и используют сложные пропагандистские инструменты для мобилизации патриотической поддержки правительства", - сказано в отчете. В нем также отмечается, что государственные СМИ в РФ грешат предвзятым освещением событий и распространением "порой вопиющей дезинформации по многим важным темам, особенно когда речь идет о ситуации на Украине".

Несвободный Крым

В докладе сказано, что за три года с момента присоединения Россией Крыма новые власти основательно "зачистили" полуостров от инакомыслия. Они "притесняют и запугивают критиков, в ряде случаев возбуждая против них надуманные уголовные дела, в том числе за "призывы к сепаратизму". HRW установила, что уголовные преследования крымско-татарских активистов и других "в большинстве случаев были связаны с мирным выражением несогласия с действиями и политикой России".

Вступиться за свободу слова в РФ, по мнению HRW, должны международные партнеры Кремля. Они должны поднять вопрос об ущемлении в России свободы слова в Совете ООН по правам человека, ОБСЕ и Совете Европы, а также в рамках двусторонних контактов с российской стороной, требовать отмены ряда репрессивных законов и освобождения осужденных, а также добиться выполнения этих требований, считают авторы доклада.

Они напоминают, что Конституция России гарантирует свободу мысли и выражения и запрещает цензуру. Кроме того, РФ является участником нескольких международных договоров, которые налагают на правительства обязательства по защите свободы слова и информации. "Свобода выражения мнений составляет одну из неотъемлемых основ демократического общества и распространяется не только на информацию и идеи, которые воспринимаются позитивно, но и на оскорбительные, шокирующие или неудобные высказывания. Российское правительство должно уважать и защищать право граждан свободно получать и распространять любую информацию, охраняемую международными нормами о правах человека", - считают правозащитники.