Tages anzeiger: В Туркменистане пышно и пафосно расцвел культ личности Туркменистан является двойным праздником: отмечается день национального флага республики и день рождения президента Сапармурата Ниязова, которого также называют Туркменбаши, "отцом всех туркмен"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Tages anzeiger: В Туркменистане пышно и пафосно расцвел культ личности
Архив NEWSru.com
 
 
 
Туркменистан является двойным праздником: отмечается день национального флага республики и день рождения президента Сапармурата Ниязова, которого также называют Туркменбаши, "отцом всех туркмен"
Архив NEWSru.com
 
 
 
Он получил название "год Рухнамы" и в будущем этот праздник ежегодно станут отмечать в сентябре, пишет швейцарская газета.
Архив NEWSru.com

День 19 февраля в среднеазиатской республике Туркменистан является двойным праздником: отмечается день национального флага республики и день рождения президента Сапармурата Ниязова, которого также называют Туркменбаши, "отцом всех туркмен". В этом году праздник должен был отмечаться со всей мыслимой пышностью, так как Туркменбаши исполнилось 65 лет. Однако незадолго до наступления двойного праздника от торжеств отказались. Главе государства предстояла операция на глазах, пишет швейцарская газета Tages anzeiger (перевод на сайте Inopressa.ru).

Туркменам не так уж и трудно перенести отмену праздника, так как в туркменском календаре еще достаточно подобных дат. Отмечается "праздник лошади", "праздник ковра", "праздник чистой воды" и "праздник дыни".

Несмотря на отсутствие пышных торжеств, 2005 год все равно останется исторической вехой в туркменской истории. Он получил название "год Рухнамы" и в будущем этот праздник ежегодно станут отмечать в сентябре.

Произведение "Рухнама", что в переводе означает "Духовное послание", вышло из-под пера самого Туркменбаши. Это доказывает, что руководитель туркмен – не только могущественный глава государства, но духовный наставник и одновременно указующий перст для своего народа. Ниязов, бывший генеральный секретарь Коммунистической партии Туркменистана, за последние годы ночами в часы одиночества написал на своей даче, построенной из белого итальянского мрамора, в общей сложности 5 книг. Его поэтический труд был признан парламентом священным.

Три из пяти томов включают в себя стихотворения Туркменбаши. В них с огромным пафосом властитель восхваляет красоту Туркменистана. Каждый школьник может прочесть наизусть несколько стихотворений "любимого вождя", например, "Судьба Туркменистана – это и моя судьба".

Но наиболее священными из 5 томов считаются два – это "Рухнама", которую придворные журналисты Ниязова приравняли к Корану. По воле Туркменбаши "Рухнаму" проходят во всех школах, университетах и мечетях. При населении в 5 миллионов человек ее тираж уже достиг 1 миллиона экземпляров.

В "Рухнаме" Туркменбаши описывает историю туркмен, начиная с ее истоков. С времен Ноя, то есть за 5000 лет, они сыграли значительную роль в истории человечества. С тех пор они создали 70 мировых империй. Профессора истории в Ашхабаде за закрытыми дверями, наверное, качают головами, читая этот фантастический вздор. Ведь туркмены во всемирной истории впервые появляются в XI веке. Только две могущественных империи выросли из туркменской степи – империя сельджуков и империя осман. Конечно, было еще несколько туркменских княжеств в Западном Иране и в Северной Месопотамии.

Чем более захолустна страна, тем большими диктаторами являются ее властители. В хлопковой колонии прежней советской империи пышно и пафосно расцвел культ личности, который можно сравнить только с самообожествлением северокорейского вождя Ким Ир Сена до того, как "солнце нации", как называл себя Ким, навсегда закатилось, пишет издание.

Сапармурат Ниязов ненамного скромнее. Он со своей "Рухнамой" хотел лишь пойти по стопам пророка. Книга, как пишет в предисловии Туркменбаши, хотя и не является божественным откровением, но, как и Коран, продиктована архангелом Джабраилом, посланником Аллаха. Так, цитаты из "Рухнамы" начертаны сегодня на стенах мечетей наряду со стихами из Корана. Имамы туркменских мечетей, по-видимому, не имеют ничего против того, что мудрые изречения главы государства украшают стены церковных зданий. "Он мудрость страны, опора веры, тень бога на земле", – превозносит инженера-электрика Ниязова муфтий из пустынной республики.

Ниязов указывает путь своим подданным не только на словах. В столице страны Ашхабаде глава государства вездесущ. Он улыбается с портала министерства здравоохранения, словно добрый домашний доктор. У входа в комитет национальной безопасности он мрачно взирает на народ. В актовом зале университета он, надев очки, держит в руке ручку. На туркменских деньгах – валюта страны называется манат – он смотрится, скорее, как солидный директор банка. Туркмены также знают, как выглядел их вождь в детстве: бронзовая статуя в центре Ашхабада изображает Сапармурата на руках у его матери.

Во времена коммунизма красные цари называли свои туркменские владения "последним верблюдом в среднеазиатском караване". Но есть турецкая пословица, которая очень нравится Туркменбаши: "Последний верблюд становится первым, когда караван поворачивает назад".

Туркменистан по воле его властителя должен стать вторым Кувейтом, сказочной страной с молочными реками посередине пустыни, в которой каждый туркмен ездит на дачу на собственном лимузине. В принципе, такое возможно: страна, равная по площади объединенной Германии, только гораздо более малочисленная, располагает четвертыми в мире запасами природного газа, заключает издание.