Главное обещание НАТО гласит: нападение на одну страну альянса вызовет ответ всех остальных его членов. Однако что на самом деле способно предпринять НАТО, если Владимир Путин нацелится на страны Балтии? Комитет по обороне Палаты общин британского парламента изучил данный вопрос и в опубликованном на прошлой неделе докладе пришел к неутешительному выводу: "В настоящее время НАТО не готово должным образом к отражению российской угрозы"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Главное обещание НАТО гласит: нападение на одну страну альянса вызовет ответ всех остальных его членов. Однако что на самом деле способно предпринять НАТО, если Владимир Путин нацелится на страны Балтии?
NATO
 
 
 
Комитет по обороне Палаты общин британского парламента изучил данный вопрос и в опубликованном на прошлой неделе докладе пришел к неутешительному выводу: "В настоящее время НАТО не готово должным образом к отражению российской угрозы"
Global Look Press
 
 
 
Напомним, в июле на встрече с Бараком Обамой генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен отметил, что на Украине Россия ведет "гибридную войну", сочетая боевые действия, тайные операции и активную программу дезинформации
Global Look Press

Стремительные операции России в Крыму и на востоке Украины поставили под сомнение возможность выполнения устава НАТО, что фактически делает Прибалтику беззащитной при гипотетическом вторжении туда РФ, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на доклад Комитета по обороне палаты общин британского парламента. Перевод материала публикует InoPressa.

Главное обещание НАТО гласит: нападение на одну страну альянса вызовет ответ всех остальных его членов. Однако что на самом деле способно предпринять НАТО, если Владимир Путин нацелится на страны Балтии?

Комитет по обороне палаты общин британского парламента изучил данный вопрос и в опубликованном на прошлой неделе докладе пришел к неутешительному выводу: "В настоящее время НАТО не готово должным образом к отражению российской угрозы одному из государств-участников НАТО".

В первую очередь, документ обращает внимание на амбициозный план Кремля по наращиванию и модернизации своих классических вооруженных сил. Его цель - к 2020 году довести количество обычных вооружений, которые можно охарактеризовать как "современные", до 70%.

Также вызывает опасения ядерная доктрина России. "Россия видит в своих ядерных силах главный инструмент сдерживания возможного ядерного вторжения или запоздалого ответа на свою агрессию. Россия выделяет на них треть своего оборонительного бюджета", - говорится в докладе.

Главным результатом анализа стал вывод об устаревании используемой НАТО доктрины: альянс может просто не поспеть за сложнейшей и постоянно меняющейся стратегией Москвы - стратегией "иррегулярной войны".

Напомним, в июле на встрече с Бараком Обамой генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен отметил, что на Украине Россия ведет "гибридную войну", сочетая боевые действия, тайные операции и активную программу дезинформации, чтобы ослабить новое правительство Украины и оставить восточную часть страны под российским влиянием. Также генсек Североатлантического альянса высказался по поводу оружия, которым владеют сепаратисты на востоке Украины.

По словам Расмуссена, вероятно, что против украинской авиации было применено российское вооружение, в частности ПВО, которое сбило несколько вертолетов и самолетов армии Украины. "Кто еще должен был снабдить сепаратистов этим оружием?" - задал риторический вопрос Расмуссен.

"Проблема, которую ставит для НАТО "иррегулярная война", заключается в том, что обязательства альянса по коллективной безопасности и привязанные к ним доктрины требуют реагировать на "вооруженные" нападения. Однако российская агрессия против, скажем, Литвы может и не выглядеть как прямой удар. Вероятнее, Кремль использует русскоязычные СМИ, чтобы всколыхнуть этнически русских жителей страны, подрывая при этом основные функции государства с помощью кибератак и действий нерегулярных спецподразделений", - пишет WSJ.

"Крымская операция показала пример подобных действий, и со стороны Североатлантического альянса было бы глупо не подстроить свои доктрины на следующем саммите НАТО в Кардиффе, который пройдет в сентябре, для отражения новой российской угрозы. Однако никакое изменение доктрин не поможет, если участники НАТО и впредь будут считать национальную оборону малозначительной проблемой", - заключает WSJ.

Напомним, в докладе британских парламентариев говорится о том, что самодовольство и плохая подготовка привели к неготовности Североатлантического альянса противостоять военной угрозе со стороны России, своего бывшего противника по холодной войне.

Депутаты также выразили опасения, что лидерам альянса не хватает политической воли, чтобы жестко реагировать на нападения. Документ подготовлен к предстоящему сентябрьскому саммиту Альянса в Уэльсе и опубликован 1 августа для предварительного обсуждения.

Между тем руководство НАТО в условиях резкого обострения отношений Запада и РФ обсуждает необходимость скорейшего противостояния угрозам со стороны Москвы в деталях. Британский премьер Дэвид Кэмерон высказал мнение, что НАТО нужно сделать все, чтобы дать понять России: ей не удастся запугать Запад.

Британский генерал Эдриан Брэдшоу, заместитель верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, заявил в интервью The Wall Street Journal, что в состав контингента сил быстрого реагирования, предназначенных для удерживания России от агрессивных действий, должны войти как наземные, так и воздушные силы. Ранее генсек альянса Андерс Фог Расмуссен ограничивался лишь констатацией важности создания таких сил.

"Необходимо сочетание воздушного и наземного компонентов, которое послало бы четкий сигнал о том, что любое вторжение на территорию НАТО выльется в серьезное столкновение со всем альянсом", - заявил Брэдшоу. Генерал подчеркнул, что "необходимо ясно понимать: ограниченный конфликт с одним из членов НАТО невозможен". "Если вы бросаете вызов участнику НАТО, вы бросаете вызов всему НАТО", - пояснил он.

Главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе заверил, что если Россия "в какой-то момент в будущем решит оказать силовое давление" на одно из государств - членов альянса, сосредоточив вдоль его границ свою армию, это государство получит поддержку сил быстрого реагирования. По данным WSJ, расширение сил реагирования будет обсуждаться и, возможно, его одобрят на саммите НАТО, который пройдет 4-5 сентября в Великобритании.

Эксперты тем временем предупреждают об опасности "новой холодной войны". Для иллюстрации комментаторы прибегают к урокам Первой мировой войны, столетие с начала которой отмечается в эти дни.

Экс-министр иностранных дел РФ Игорь Иванов и бывший глава МИДа, экс-министр обороны Великобритании Малколм Рифкинд написали посвященную этой проблеме статью в The New York Times.

Иванов, Рифкинд и другие члены рабочей группы, созданной European Leadership Network, Российским советом по международным делам и "другими аналитическими центрами Европы", считают, что наряду с поиском компромисса по самой Украине нужны три пакета мер. Речь идет об усилиях всех сторон по обеспечению военной и политической сдержанности, усовершенствовании коммуникаций между военными, диалоге между командованиями НАТО и РФ и, наконец, поддержании прямого диалога России и Запада, с одной стороны, и Москвы и Киева, с другой.

По мнению экспертов, для разрядки напряженности в мире вопросы территориальной целостности и прав человека, к которым по-разному подходят на Западе и в РФ, нужно обсудить в формате международной конференции. В противном случае, говорится в статье, судьбу стран, находящихся в настоящее время в жестком противостоянии, может решить "случайность, а не здравомыслие".

Противостояние между сторонами может стать и "горячим", предупреждает Европейское сообщество лидеров за многостороннее ядерное разоружение и нераспространение (European Leadership Network).

"Нынешний кризис угрожает безопасности всей Европы. Существует вероятность столкновения противников, обладающих ядерным оружием", - отмечается в кратком тексте заявления, полная версия которого на нескольких языках, в том числе на русском, размещена на сайте сообщества.

Эксперты также напоминают, что Украина является не единственным потенциальным очагом напряженности в отношениях между Россией и Западом. По их мнению, опасность исходит и от так называемых замороженных конфликтов в Грузии, Приднестровье и Нагорном Карабахе.