Власти Сербии наконец вручили паспорт Йованке Броз - вдове югославского президента Иосипа Броза Тито Примечательно, что даже после выхода из под домашнего ареста Йованка еще много лет жила без личных документов
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Власти Сербии наконец вручили паспорт Йованке Броз - вдове югославского президента Иосипа Броза Тито
Первый канал
 
 
 
Примечательно, что даже после выхода из под домашнего ареста Йованка еще много лет жила без личных документов
Первый канал
 
 
 
Йованка Броз призналась журналистам, что чувствует себя счастливой, поскольку теперь может путешествовать: "Для меня это значит очень многое"
Первый канал

Власти Сербии наконец вручили паспорт Йованке Броз - вдове югославского президента Иосипа Броза Тито, сообщает Первый канал. Примечательно, что даже после выхода из-под домашнего ареста Йованка еще много лет жила без личных документов.

Еще при жизни Иосипа Броз Тито ближайшее окружение обвинило его супругу Йованку в связях с иностранной разведкой и подготовке переворота. Сама Броз исчезла из политической жизни так же внезапно, как вошла в нее. В последний раз жену югославского диктатора видели на людях в июне 1977 года на приеме в честь прибывшего в Белград премьер-министра Норвегии.

- Иосип Броз Тито не простил жене госизмены

Она не появилась в аэропорту для проводов норвежского гостя, не сопровождала мужа в его визитах в Советский Союз, Северную Корею и Китай. Журналисты ожидали сообщения об аресте или даже смерти Йованки Броз, поговаривали также о том, что Йованка якобы выступила на стороне генералов-сербов, которые решили сместить престарелого диктатора, пишет "Коммерсант".

Сразу после смерти партийного лидера у женщины отобрали все имущество и документы и изолировали от общества. В течение 25 лет она могла видеться только с ближайшими родственниками, и лишь в присутствии охраны. В начале 2001 года престарелая Йованка была наконец освобождена из-под домашнего ареста. Тем не менее, даже когда Югославия перестала существовать, женщина так и не обрела полноценного гражданства.

Новые документы вдове маршала Тито вручили министр внутренних дел Сербии Ивица Дачич и министр труда и социальной политики Расим Ляич. Йованка Броз призналась журналистам, что чувствует себя счастливой, поскольку теперь может путешествовать: "Для меня это значит очень многое".

Иосип Броз Тито не простил жене государственной измены

Знакомство сербской девушки Йованки Будеславлевич с маршалом Тито произошло в начале второй мировой войны. Он был старше ее на 32 года, но это не помешало любви с первого взгляда. Войну Йованка окончила в звании майора, работая в личном секретариате Тито.

Они долго скрывали свой роман. Свадьбы как таковой не было: была секретная церемония в 1952 году. Через несколько месяцев в сообщении о прибытии в Белград министра иностранных дел Энтони Идена было указано, что на официальном приеме в честь гостя будут присутствовать премьер-министр Иосип Броз Тито и госпожа Йованка Броз.

Йованка, как отмечают СМИ, была идеальной женой диктатора: она не вмешивалась в политику, не стремилась занять высшие должности, обожала бриллианты и меха.

Встреча с сербскими генералами в начале 1976 года, говорят, была первым самостоятельным шагом Йованки Броз. И последним. Ее обвинили в попытке узурпировать власть, встречавшихся с нею генералов примерно наказали, а она была отправлена под домашний арест.

До самой смерти маршала Тито в 1980 году Йованка не встречалась с мужем, хотя и проживала в его официальной резиденции. Покидать свою половину ей запрещалось. Не появилась она и на похоронах Тито. Через несколько месяцев после смерти мужа у нее отобрали все документы, письма, фотографии, даже телефонные справочники и через черный ход вывели из президентского дворца. Местом ее проживания стал обветшалый особняк напротив президентской резиденции.

Несколько раз югославские власти ослабляли контроль над Йованкой, и всякий раз это оборачивалось скандалом. Однажды она вместе с сыновьями Тито от двух других браков вдруг подала в суд на правительство, требуя вернуть ей личную собственность маршала - виллы, яхты и предметы роскоши на несколько миллионов долларов. Иск был отклонен, меры безопасности вокруг особняка Йованки усилены.

Ее, разумеется, никуда не пустили, но с тех пор и до февраля 2001 года Йованка Броз имела право выходить на улицу лишь раз в неделю, чтобы возложить венок на могилу мужа. Правительство выделило ей небольшую пенсию, которая никогда не индексировалась. Если бы не родственники, оставлявшие продукты у ворот особняка, Йованка, утверждает ее охранник, умерла бы с голоду.