Массовый расстрел польских военнослужащих под Катынью в 1940 году был военным преступлением, говорится в обнародованном в понедельник вердикте Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) Напомним, термин "катынское преступление" является собирательным: он означает расстрел в апреле-мае 1940 года почти 22 тысяч польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Массовый расстрел польских военнослужащих под Катынью в 1940 году был военным преступлением, говорится в обнародованном в понедельник вердикте Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ)
echr.coe.int
 
 
 
Напомним, термин "катынское преступление" является собирательным: он означает расстрел в апреле-мае 1940 года почти 22 тысяч польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР
polonica.net
 
 
 
СССР десятилетия не признавал, что поляки были расстреляны сотрудниками НКВД
polonica.net

Массовый расстрел польских военнослужащих под Катынью в 1940 году был военным преступлением, говорится в обнародованном в понедельник вердикте Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). "Военные преступления не имеют срока давности. Вместе с тем, Европейский суд не обнаружил каких-либо новых свидетельств или доказательств, которые могли бы возложить обязанность на российские власти возобновить расследование", - говорится в вердикте, который цитирует ИТАР-ТАСС.

Рассмотрение этого дела в ЕСПЧ началось в октябре 2011 года. Польская сторона в Страсбурге оспаривала закрытие катынского дела, решение о чем приняла в 2004 году Главная военная прокуратура России, объяснив это тем, что виновные в расстреле уже умерли. Также истцы обвинили Россию в "военном преступлении", апеллируя к тому, что их родственников убили без суда, а также к тому, что Москва не проводила "объективное и адекватное расследование" этого дела и, в частности, не передала членам семей погибших материалы, поставив на них гриф "секретно".

Истцы потребовали от российских властей полностью рассекретить материалы о расстрелах и реабилитировать погибших, утверждая, что именно реабилитация, а не компенсация, имеет для них принципиальное значение.

Однако в связи с тем, что предметом жалоб в Страсбургский суд могут быть только права и свободы, перечисленные в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, сторона потерпевших также настаивала на том, что Россия нарушила две статьи данной конвенции о правах человека - ст. 2 (право на жизнь) и ст. 3 (запрещение пыток).

В понедельник Европейский суд установил, что рассмотрение жалобы о нарушении статьи 2 Европейской конвенции по правам человека выходит за пределы его компетенции. Другими словами, в Страсбурге отказались оценивать эффективность расследования, проведенного российскими властями в 1990-2004 годах.

Напомним, термин "катынское преступление" является собирательным: он означает расстрел в апреле-мае 1940 года почти 22 тысяч польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР. СССР десятилетия не признавал, что поляки были расстреляны сотрудниками НКВД.

В апреле 2011 года президент России Дмитрий Медведев возложил ответственность за события в Катыни, где погибли несколько тысяч польских военных, на руководителей СССР и назвал неуместными попытки представить другие версии событий.

Как передает корреспондент агентства РАПСИ из зала суда, адвокат Иренеуш Каминьский, который представляет интересы поляков, лишь частично удовлетворен решением суда. Тем не менее, по его словам, главное, что признана "неполнота сотрудничества России" с ЕСПЧ по катынскому делу.

Между тем, в Министерстве юстиции России, комментируя вердикт ЕСПЧ, подчеркнули, что у России пока нет оснований для обжалования этого решения, сообщает "Интерфакс".

"В пользу России вынесено решение по главному пункту: вопрос о возобновлении расследования катынского дела находится вне рамок компетенции ЕСПЧ", - заявил агентству глава аппарата полномочного представителя президента РФ при ЕСПЧ Андрей Федоров.

По его словам, "события, которые произошли в 1940 году, не подпадают под юрисдикцию Европейского суда по сроку давности соответствующих событий".

Он напомнил, что польские заявители при поддержке польского правительства, утверждали обратное: Россия должна провести расследование уголовного дела, определить виновных. Удовлетворение этого требованию, по мнению Федорова, стало бы "точкой давления на Россию".

Полпред главы государства при ЕСПЧ также уточнил, что Москва имела все основания для засекречивания постановления о прекращении расследования катынского дела.