В рамках программы обороны и безопасности (TI-DSP) Transparency International провели исследование качества парламентского надзора за военными бюджетами в 82 странах мира Россия по уровню парламентского надзора за оборонной отраслью находится в группе стран с высоким коррупционным риском, считают эксперты
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В рамках программы обороны и безопасности (TI-DSP) Transparency International провели исследование качества парламентского надзора за военными бюджетами в 82 странах мира
ТИ-Р
 
 
 
Россия по уровню парламентского надзора за оборонной отраслью находится в группе стран с высоким коррупционным риском, считают эксперты
ТИ-Р
 
 
 
Помимо результатов исследования, эксперты дали рекомендации парламентам по снижению уровня коррупционных рисков в оборонном секторе
ТИ-Р

Парламенты большинства стран мира неспособны осуществлять эффективный контроль над работой министерств обороны. Россия не исключение: по уровню парламентского надзора за оборонной отраслью она находится в группе стран с "высоким" коррупционным риском, наряду с Танзанией и Угандой, выяснили эксперты центра антикоррупционных исследований Transparency International.

В рамках программы обороны и безопасности (TI-DSP) они провели исследование качества парламентского надзора за военными бюджетами в 82 странах мира. Результаты показали, что две трети представительных законодательных органов не способны осуществлять эффективный контроль работы министерств обороны и вооруженных сил. Кроме того, 70% крупнейших в 2012 году стран-поставщиков оружия оставляют в законах лазейки для коррупции.

14 стран (Алжир, Ангола, Камерун, Кот-д'Ивуар, Демократическая республика Конго, Египет, Эритрея, Иран, Ливия, Катар, Шри-Ланка, Саудовская Аравия, Сирия и Йемен) попали в нижнюю часть рейтинга, так как обнаружили критически нулевой уровень парламентского надзора за оборонной отраслью. В верхнюю часть списка попали только четыре государства - Австралия, Германия, Норвегия и Великобритания. За ними расположились 12 стран, чьи парламенты осуществляют относительно эффективный контроль оборонной отрасли.

Россия по уровню парламентского надзора за оборонной отраслью находится в группе стран с высоким коррупционным риском, считают эксперты. В эту же группу вошли Казахстан, Танзания, Турция и Уганда. В комитете Госдумы РФ по обороне признали, что проблема коррупции в оборонном секторе действительно есть. Чего стоят только опытно-конструкторские работы, на которые ежегодно тратятся безумные деньги, однако эффекта это не приносит, пишет "Коммерсант".

В целом, по данным TI, 85% парламентов плохо справляются с задачей контроля над оборонными деньгами. Общая стоимость коррупции в оборонном секторе достигает как минимум 20 млрд долларов в год (данные основываются на сведениях Мирового банка и Стокгольмского института исследований проблем мира - SIPRI).

Уровень рисков отслеживался экспертами с помощью анализа законодательства и правоприменения по семи направлениям: парламентский контроль над оборонной политикой, обсуждение и принятие военного бюджета, прозрачность бюджета для общества, аудит исполнения, надзор за секретными статьями, надзор за спецслужбами и, наконец, контроль за осуществлением оборонных закупок.

Помимо результатов исследования, эксперты дали рекомендации парламентам по снижению уровня коррупционных рисков в оборонном секторе. Так, они советуют принимать соответствующие законы, поднимая вопросы коррупции в оборонной отрасли на уровне общенациональных дискуссий, и совершенствуя надзорные механизмы, а также создавать межпартийные комитеты и группы внешних экспертов для усиления надзора.

В январе 2013 года Transparency International публиковала еще один доклад, в котором Россия была признана страной с высоким уровнем коррупции в оборонном секторе. В октябре 2012 года в РФ разразился громкий коррупционный скандал - против подведомственной Минобороны РФ фирмы "Оборонсервис" было возбуждено уголовное дело о крупном мошенничестве. Ущерб государству оценивался в несколько миллиардов рублей. Расследование этого дела стало причиной отставки министра обороны Анатолия Сердюкова.