Массовое отравление чеченцев произошло на свадьбе в австрийском городе Инсбрук. Вечером 13 июля семья жениха, арендовавшая большой зал для торжеств, принимала поздравления. 200 нарядных гостей, взволнованные родственники, счастливая невеста...
Но около 21:00 присутствующие почувствовали себя плохо. По словам очевидцев, первой кашлять и задыхаться начала молодая девушка, страдающая астмой. Всего за несколько минут десятки людей потеряли сознание.
"Все произошло почти одновременно, и это свидетельствует о том, что мы имеем дело не с пищевым отравлением", - заявил местной газете Tiroler Tageszeitung начальник криминальной полиции Тироля Кристоф Киршмайр. Полиция проверила все блюда и напитки, которые предлагались на торжестве. "Их связь с отравлением маловероятна", - резюмировал он.
Властям Австрии пока не удалось выяснить, чем именно были отравлены чеченцы на свадьбе. Среди основных версий - боевой газ или утечка газа. Многое свидетельствует в пользу того, что на свадьбе был распылен именно боевой газ. На него указали приборы прибывших на место экспертов химико-биологической защиты австрийских вооруженных сил. Очевидцы и пострадавшие также уверены, что это была целенаправленная диверсия.
- Как проходит настоящая чеченская свадьба
- В соседней Германии чеченская мафия побеждает конкурентов благодаря боевому опыту и жестокости
- И там не знают, как вести войну с чеченцами, жестко подминающими под себя весь криминал
"Все началось ближе к концу свадьбы, - сообщил изданию "Кавказ.Реалии" 30-летний Асланбек, который был в числе гостей. - Гости уже собирались расходиться, когда внезапно раздались крики. Мы с друзьями стояли на улице, подумали, что внутри стреляли, и бросились к дверям. Из помещения выбегали люди, они хотели поскорее выбраться на свежий воздух. Но почти сразу они падали, теряя сознание. Мы подхватывали их и укладывали на улице".
12 пожарных, участвовавших в спасательной операции без спецодежды, были вынуждены немедленно пойти в душ, а также сдать униформу для дезинфекции. По словам ведущего химика тирольской пожарной службы Манфреда Хольцера, первые попытки специалистов определить природу отравления оказались безуспешны - приборы не реагировали.
Поэтому спасатели расслабились и сняли с себя защитные маски. Однако сразу после этого измерительный прибор показал высокую концентрацию некоего боевого газа. В качестве его источника специалисты идентифицировали чью-то дамскую сумку. Однако при более тщательном досмотре сумки ничего подозрительного обнаружено не было.
"Мы считаем, что это был теракт. Конечно, пока не можем этого утверждать, доказательств у нас еще нет, ждем результатов биохимического анализа вещества. Но очень похоже на то, что это целенаправленная акция", - рассказал 27-летний Руслан Сатуев, который с друзьями вытаскивал пострадавших на свежий воздух и оказывал им первую помощь.
Когда все случилось, он находился снаружи. "Кто-то говорил, что видел белый газ, кто-то указывал на странный запах. Я ничего такого не заметил. Видел только, что люди падали как мухи, - вспоминает он. - В помещении в это время находилась моя мама, и пока я помогал вытаскивать людей, глазами все время искал ее. В зале я находился всего пару минут, чтобы помочь пострадавшим. Признаки отравления у меня появились, когда уже вышел оттуда. Судя по всему, этот газ начинает действовать в полной мере, когда соприкасается с кислородом".
В том, что произошла диверсия против чеченцев, убеждена и 32-летняя Зарема. Она одной из первых почувствовала слабость. "Сперва у меня начало першить в горле, будто я поела что-то очень острое. Тут же брызнули слезы, мне стало не хватать воздуха. Я подумала, что вот-вот потеряю сознание", - говорит она.
В себя Зарема пришла уже в карете "скорой помощи". В больнице у нее взяли анализы крови и сняли пробы с одежды. Уже через пару часов ей стало лучше, медики отпустили девушку домой. "Уверена, никакой утечки бытового газа не было, а был самый настоящий теракт против чеченцев", - не сомневается собеседница.
Теряются в догадках и специалисты, расследующие загадочное отравление. Следователи уже опросили почти всех очевидцев и пострадавших. Пробы, взятые с места происшествия, отправлены на химико-биологическую экспертизу.