Иранская ядерная программа была начата в 1974 году тогдашним правителем страны - шахом Резой Пехлеви. Иран тогда считался одним из ключевых союзников США на Ближнем Востоке.
Ядерная программа была прекращена во время исламской революции, произошедшей в 1978 году. Любопытно, что идеологические предшественники нынешних иракских лидеров не намеревались создавать атомную бомбу.
Духовный лидер исламской революции Аятолла Хомейни после прихода к власти в 1979 году немедленно заморозил строительство почти полностью готовой АЭС в Бушере, поскольку считал ядерное оружие аморальным и бесчеловечным.
Косвенным виновником начала военных ядерных исследований Ираном стал Саддам Хусейн. Во время ирано-иракской войны (1980-1988) иракская армия активно использовала химическое и ракетное оружие против Ирана. Иранская армия была абсолютно не готова к таким методам ведения боевых действий и понесла огромные потери.
Ракетные атаки на Тегеран и другие крупные города Ирана (жертвой иракских ракет стала и АЭС в Бушере, получившая серьезные повреждения в 1987 и 1988 годах) заставили Иран пойти на заключение перемирия с агрессором и пересмотру отношения к оружию массового уничтожения.
На решение Ирана повлияли и соседи. Пакистан и Индия активно разрабатывали свои атомные бомбы, Израиль обладал ядерным оружием, хотя и не признавал это. Кроме того, в Персидском заливе постоянно присутствовали корабли ВМФ США, оснащенные ядерным оружием.
К этому времени в Иране были разведаны достаточно богатые месторождения урана. Развертывая ядерную программу, Иран столкнулся с главной проблемой - нехваткой специалистов. Основными источниками знаний и технологий в ядерной сфере для Ирана стали Россия и Китай.
В начале 1990-х годов Иран начал активно направлять своих студентов на профильные факультеты российских ВУЗов, и его представители обращались с предложениями о сотрудничестве к российским специалистам в военно-технической сфере. Тогда же Иран начал воссоздавать научно-исследовательскую инфраструктуру, необходимую для создания ядерного оружия.
Иран полностью соблюдал все правила игры - все, имевшиеся на его территории, атомные объекты регулярно проходили проверку инспекторов МАГАТЭ. Однако уже в 1991 году Иран запретил инспекторам МАГАТЭ посещать свои ядерные объекты без заблаговременного предупреждения о визите.
Схожая ситуация наблюдалась и в новых ядерных государствах - Пакистане и Индии. Обе страны давно подозревались в разработках ядерного оружия, но инспекции МАГАТЭ не обнаруживали ничего подозрительного.
Тогда же, в 1991 году, Иран решил достроить АЭС в Бушере, впоследствии ставшую "камнем преткновения" в отношениях России и США. Он обратился за помощью к бывшим германским подрядчикам, но те, по рекомендации своего правительства, отказались продолжить работы.
Неудачей закончились переговоры Ирана с Китаем и Бразилией. В результате, в 1995 году был заключен договор с Россией.
Считается, что Бушер жизненно важен для иранской ядерной программы, поскольку иные иранские реакторы конструктивно неспособны производить оружейные радиоактивные материалы.
Бушер придаст мощное ускорение иранским ядерным исследованиям - российские специалисты являются носителями уникального опыта, которого нет у иранцев, потому что в рамках этого договора Россия обязалась подготовить персонал новой АЭС.
Спецслужбы США также опасаются, что проект в Бушере может послужить прикрытием для нелегальной доставки в Иран более продвинутых ядерных технологий и материалов.
Имеющиеся на вооружении Ирана баллистические ракеты, созданные с помощью СССР, Северной Кореи и Китая, способны нести боеголовки с оружием массового уничтожения. Эти ракеты в состоянии поражать цели в Израиле, бывших республиках советской Средней Азии, южных регионах России и Украины.
В 2003 году МАГАТЭ опубликовала доклад, согласно которому на ядерных объектах Ирана были обнаружены следы наличия высокообогащенного урана, пригодного для изготовления ядерного оружия. В 2004 году эта же организация пришла к выводу, что Иран получил в свое распоряжение центрифуги, необходимые для обогащения урана и обычно используемые для получения военных материалов.
До сих пор Иран не согласился полностью рассекретить свои ядерные программы и допустить на все объекты международных инспекторов.