Вести

Одна из самых страшных в истории США кровавая бойня в учебном заведении произошла в средней школе Колумбина (правильнее – Колумбайн) в городке Литлтон, штат Колорадо 20 апреля 1999 года.

Двое юношей, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, ворвались в школу Колумбайн с оружием в руках. Ужасная бойня длилась четыре с половиной часа. За это время юные террористы ранили десятки учащихся и убили двенадцать соучеников и одного учителя, после чего покончили с собой. Школа нынче отремонтирована и внешне ничто не напоминает о недавней трагедии.

Расследованием занимались восемьдесят следователей. Они собрали десять тысяч вещественных доказательств и допросили тысячу четыреста свидетелей. Комментаторы попытались разобраться, как могла произойти такая бессмысленная бойня, - иными словами, как предотвратить повторение этого кошмара с помощью логического мышления, научно-технических достижений, энергичных действий и добрых намерений.

Таким образом страна смогла познакомиться с двумя ныне покойными мальчиками-подростками, которые все это устроили.

Оба были "изгоями": в спорте не блистали, обаянием не отличались, любовью одноклассников не пользовались. Носили длинные черные плащи. Играли в кровавые компьютерные игры. Слушали какофонические композиции рок-групп, изысканными словами воспевающих ненависть. Они были помешаны на нацистах - их преступление, безусловно, было приурочено к дню рождения Гитлера. Их воображение возбуждала смерть: не подлинная смерть, но смерть как таинственная, загадочная сила, которой наделен всякий обиженный, капризный, озлобленный ребенок.

Родители подростков должны были предвидеть случившееся, говорили некоторые. Да и полиция должна была предвидеть — мальчиков уже арестовывали раньше. Как-то раз отец соученика даже предупредил власти о том, что мальчики грозились убить его сына и взорвать кучу народу; он нашел в Интернете сайт, где один из них вывешивал инструкции по изготовлению бомб и злобные угрозы: “Я скоро доберусь ДО ВСЕХ ВАС, и приду я с оружием. БУДУ стрелять на поражение”. На сайте имелся список “Что я ненавижу” длиной в три с половиной страницы. Будущий террорист ненавидел занятия в школе. Ненавидел брехунов. Ненавидел фанатов “Звездных войн”.

Два мальчика из обеспеченных, стабильных, приличных семей, белые дети из среднего класса, учившиеся в красивой школе в ухоженном пригороде. Как в подобном месте мог случиться такой кошмар? На этот вопрос у американских психологов есть только один, не очень-то конструктивный ответ: судя по фактам, такие кошмары случаются исключительно в подобных местах.

Еще до этого, наиболее чудовищного случая, по Соединённым Штатам прокатилась целая волна убийств, совершённых детьми-подростками в школах. До трагедии в Колумбайн в школах было убито четырнадцать человек и десятки ранены.

После бойни в Литлтоне по всем США зазвучали угрозы взорвать школы. Администрация учебных заведений пыталась принимать практические меры в меру своего разумения. Убийцы из Колумбайн носили черные плащи-френчи — и во многих школах запретили носить длинные черные плащи. Сумки и рюкзаки теперь проверялись, или разрешались только прозрачные и сетчатые, или вообще запрещались. В школах появились новые высокотехнологические устройства: охранные системы, громкая связь и домофоны, видеокамеры наблюдения.

Тем не менее в отеле, где проходил выпускной бал одной флоридской школы, была найдена самодельная бомба из отрезка трубы, набитого гвоздями. Другая “трубочная бомба” обнаружилась в школьном туалете в маленьком оклахомском городке. Неподалеку от Детройта пришлось срочно закрыть некую школу: вначале снаружи была обнаружена бомба, затем выяснилось, что четверо учеников - двое четырнадцатилетних, один тринадцатилетний и один двенадцатилетний - готовят массовое побоище.

20 мая, ровно через месяц после Колумбайн, в пригороде Атланты пятнадцатилетний мальчик, вооруженный помповым ружьем 22-го калибра и револьвером 357-го калибра, застрелил в школе шестерых соучеников, после чего, весь дрожа, упал на колени, засунул дуло револьвера себе в рот и позволил себя связать. Он жил в большом доме с обширным зеленым газоном. Он играл в бейсбол и был бойскаутом. Осталось неясным, любил ли он Бога, но, как выяснили репортеры, по воскресеньям этот ребенок ходил в церковь. Спустя три с половиной часа после этого теракта Сенат США впервые одобрил относительно суровый закон о контроле над оружием

Еще несколько раз после 2001 года в школах США психически неуравновешенные школьники открывали стрельбу, но не в таких масштабах.