"Есть в обществе какие-то процессы или чувства, которые кажутся настолько естественными, что не может быть и мысли, что их кто-то окрасит в свои цвета и будет использовать в политических целях. Например, патриотизм. Совершенно естественное поведение для гражданина - быть патриотом своей родины. Но в какой-то момент в Кремле решили, что патриотизм - дело государственное. И настоящий патриот - это тот, кто любит и защищает власть, а все, кто против власти, - они, понятное дело, нацпредатели, изменники родины и пятая колонна.
Слово "патриот" со временем обрело политическую окраску сторонника власти, и я сам часто, когда пишу про акции протеста, невольно хочу написать, что оппонентами оппозиции были "патриоты". Хотя какие они на самом деле патриоты?
А еще в какой-то момент Кремль решил присвоить память о победе в Великой Отечественной войне. Хороший светлый праздник, который всегда объединял людей, с каждым годом все больше политизируется. Специально обученные моралисты обязательно напомнят, что если вам не нравится военная техника на улицах города, то вы пособник фашистов, а если вы не помните и неправильно гордитесь, то можно и дело завести за оскорбление чувств ветеранов.
А после событий на Украине даже георгиевская ленточка из символа памяти превратилась в маркер "свой - чужой". Да, помните, как много лет назад эта акция начиналась снизу? Теперь у нее совершенно другой смысл. Черно-оранжевую ленту водрузили на свои знамена радикальные прокремлевские движения, которые регулярно нападают на "инакомыслящих". Она стала символом того самого казенного патриотизма.
Трагедия в Питере показала, что сегодня у Кремля появился запрос на монополизацию скорби..."