Reuters

"Я, честно говоря, не хотел комментировать скандал между Порошенко и Саакашвили, так как это, в общем, действительно не мое дело, а наезды горячих украинцев, которые не могут сделать реформы вот уже 4 года и в отместку ищут по соцсетям, на какого бы русского наброситься, это дело, честно говоря, на любителя", - пишет политик на своей странице в Facebook.

"Тем не менее вопросов очень много, выскажусь.

Пункт первый. Это все следствие несделанных реформ. Монополии по-прежнему всевластны, "Нафтогаз" и "Укрнафта" по-прежнему государственные, суды зависимые, коррупция как была, так и есть, многие преобразования косметические. Не хочу сказать, что украинцы вообще ничего не сделали за 4 года после Майдана, но, конечно, от того что ожидалось для построения современной европейской рыночной демократии, сделано процентов 20%. Конечно, когда не делаются реформы, начинаются срачи. Можно убрать фамилии Порошенко и Саакашвили и подставить любые другие, будет то же самое.

Пункт второй. Сажать политических оппонентов - это последнее дело. Борис Николаевич Ельцин политических оппонентов, которые устраивали против него вооруженные мятежи и обещали его убить, быстро выпускал и давал им спокойно избираться депутатами и губернаторами, не говоря уже про критиковать Ельцина на митингах и ТВ. Почувствуйте, что называется, разницу.

Пункт третий. Дико сожалею, что в самой Украине не находится серьезных политиков, чтобы возглавить движение протеста против консолидации власти командой Порошенко, кроме импортного Саакашвили. Это во многом характеризует, увы.

Пункт четвертый. У Порошенко есть безусловные заслуги в плане преобразований в Украине и противостояния путинской агрессии, однако все всё видят про консолидацию власти и коррупцию, я думаю. На меня, бывшего чиновника, произвела впечатление встреча с главой украинского МИД Климкиным на конференции по безопасности в Галифаксе в ноябре (мы там выступали на одной сессии) - в Галифаксе было много действующих и бывших президентов, премьеров, министров, генералов, но у Климкина я насчитал самую многочисленную свиту помощников и советников из всех. Все остальные западные президенты и генералы спокойно ходили с чашечкой кофе в одиночку, а вокруг Климкина бегала куча помощников все время. Думаю, жители постсоветского пространства меня хорошо поймут.

Пункт пятый. К Саакашвили, как многие мои читатели знают, у меня отношение прохладное. Для справки - я знаю его лично, еще в 2006 году познакомился с ним в Тбилиси. Его реформы в Грузии "перепроданы" (было многое сделано, но сильно меньше, чем об этом раструбили), при этом он очевидно попытался установить авторитарное правление по путинской схеме (из "президентов" в "премьеры") и уступил только под давлением западных требований провести честные выборы. Не вижу, чтобы в Одессе он реально что-то серьезное сделал, кроме риторики. Это точно не тот вариант, на который надо делать ставку в борьбе против коррупции и за европеизацию.

В общем, у меня нет предпочтений в этой схватке - Украина очевидно заслуживает лучшего, чем противостояние Людмилы Зыкиной и Надежды Кадышевой. Хотелось бы, конечно, чтобы в Украине наконец появились свои Навальный, Волков, Милов и т.д., которые смогут наконец сделать необходимые реформы. Но их пока нет".