Московский Дом кино 1 декабря открывает свой новый 72-й сезон. В этот день состоится премьера фильма Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви". Образ Андерсена в молодости создал московский актер Станислав Рядинский, в зрелом возрасте - артист из Санкт-Петербурга Сергей Мигицко. В фильме снимались также Вячеслав Тихонов, Олег Табаков, Евгения Крюкова, Алена Бабенко, Валерий Гаркалин, Оксана Мысина, Галина Тюнина и другие артисты.
"Моя новая картина - о знаменитом сказочнике. Это не опус из цикла "жизнь замечательных людей", а рассказ о трудной и порой горькой жизни Ганса-Христиана Андресена, - сказал РИА "Новости" режиссер, - Все его сказки - это реабилитация собственной персоны".
Он отметил, что "не стремился идеализировать или, наоборот, развенчивать личность легендарного сказочника, а хотел показать всю сложность и противоречивость этого художника и человека".
Как сообщил Рязанов ИТАР-ТАСС, этот масштабный проект был задуман им несколько лет назад. Однако к его реализации он смог приступить только в 2005 году, когда во всем мире, в том числе и в России, широко отмечалось 200-летие со дня рождения Андерсена. Над сценарием картины он работал вместе с Ираклием Квирикадзе.
На вопрос о том, как бы режиссер назвал жанр своей новой работы, Рязанов сказал: "Я всегда грешил тем, что смешивал жанры. Так и здесь. Слились воедино фантазия и правда, и буффонада, и драма. Но, наверное, если уж давать какое-то определение, то это ближе к жанру трагикомедии. Вообще для меня, режиссера, которого относят к комедиографам, эта картина "Андресен. Жизнь без любви" - новый поворот в моем творчестве".
По словам Рязанова, у всех героев картины есть прототипы, сохранены их имена и даже актеры подбирались таким образом, чтобы они и внешне были похожи на тех, чьи образы они создавали. В фильме двух Андерсенов - молодого и старого - играют артисты Сергей Мигицко и Станислав Рядинский из театра Ленком.
Как сказал Рязанов, он очень доволен всеми актерами, занятыми в фильме, в котором снимались Вячеслав Тихонов, Олег Табаков, Владимир Зельдин, Мария Аронова, Евгения Крюкова, Алена Бабенко, Галина Тюнина, Валерий Гаркалин и другие.
"Я рад, что моя картина открывает новый сезон Московского Дома кино, который пытались закрыть, - сказал Рязанов, - мы отстояли его, пока на этот сезон, но думаю, что навсегда".
Отметим, открытие нового сезона сопровождается скандалом, который разгорелся с новой силой. Судьба Дома кино стала яблоком раздора среди российских кинематографистов. Московские кинематографисты высказываются против строительства нового здания Московского Дома кино, председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков - за.
31 октября, обсуждая на общем собрании решение президента Союза кинематографистов Никиты Михалкова о реконструкции, а фактически о сносе Дома кино на Васильевской, 13, кинематографисты решили, что решение "недостаточно обосновано, чревато опасностями и не должно быть принято к исполнению". Это решение – результат созданной в союзе "вертикали власти" и того, что в Доме кино "завелись черти", говорили выступающие. Главную озабоченность членов союза вызывает то, что участок земли и будущее здание уйдет к инвесторам и не останется в собственности союза.
Борьба за право распоряжаться московским Домом кино Союза кинематографистов (СК) России началась после того, как в декабре 1997 года председателем союза стал режиссер Никита Михалков. Инициированная им проверка имущества союза показала, что в Доме кино течет крыша, накопился долг в 500 тыс. рублей за коммунальные услуги, а 400 квадратных метров сдаются компании "РЕСО-Гарантия" всего лишь за оплату коммунальных платежей этих помещений.
Для решения финансовых проблем Дома кино было предложено перевести его работу на коммерческую основу. Против этого выступил возглавлявший дом с 1987 года режиссер Юлий Гусман. На его сторону встали многие известные члены СК, в частности Эльдар Рязанов и Виктор Мережко. Это долгое время не позволяло сторонникам Михалкова сместить Юлия Гусмана с занимаемой им должности.
В марте 2002 года о своих правах на здание объявила Конфедерация союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, считающая себя преемницей Союза кинематографистов СССР. 14 августа 2002 года арбитражный суд Москвы отказал ей в иске о признании недействительным акта регистрации права собственности СК России на Дом кино.
18 мая 2002 года СК расторг договор с возглавляемой Гусманом некоммерческой организацией "Центральный дом кинематографистов" о безвозмездном пользовании зданием. Никита Михалков объявил о планах постройки на месте Дома кино 15-этажного здания площадью 30 тыс. кв м, треть из которых достанется СК, остальное получит инвестор. 1 августа 2002 года на заседании секретариата СК Юлий Гусман был освобожден от должности директора Дома кино. Вместо него был назначен актер Игорь Угольников. Однако последнему не удалось найти инвестора для реконструкции здания, и она не состоялась.
В ноябре 2004 года на съезде СК Игорь Угольников был снят с поста директора Дома кино. Основанием стали итоги проверки, выявившей, что за время его руководства долги Дома кино превысили 1 млн рублей. На съезде рассматривался вопрос о передаче материалов проверки в прокуратуру, однако Никита Михалков настоял на том, чтобы увольнение прошло без скандала.