В столице Норвегии появился новый арт-объект. Жители Осло выстраиваются в очереди, чтобы сфотографировать 150-летний дом, который появился перед зданием стортинга - парламента страны. Организовавшая переезд заброшенного дома художница Марианна Хеске настаивает на том, что это не искусство.
Хеске - один из ведущих художников-концептуалистов Норвегии. Она нашла заброшенный деревянный дом, которому около 150 лет, в местности к югу от Осло. Он должен был быть снесен. После того как дом освободился от строительных лесов и был открыт для посетителей, к нему приходят по 700 человек в час, пишет The Local.
"Это невероятно на самом деле. Что-то, что задело людей за живое. Они так искренно реагируют, выстраиваются в очереди. Это удивительно, потому что это всего лишь простой дом", - говорит художница.
Наиболее известным проектом Хеске был норвежский домик XVII века, который она демонтировала и воссоздала в залах Центра Помпиду в Париже.
"Я никогда не говорила, что это искусство. Художники выражают себя своей работой, но это не моя работа, я просто перевезла его. Я ничего при этом не говорила. Мне просто хотелось переместить дом. Вот так. Я не сказала ни слова", - поясняет она.
Дом, привезенный художницей в Норвегию, как и здание парламента, были построены около 150 лет назад, и неожиданное соседство их преобразовало. "Это старый дом мелкого фермера, и теперь, в новых условиях, рядом с палатой общин, наш ум видит его совершенно иначе", - поясняет она.
Смысл своей работы Марианна Хеске видит в том, чтобы напомнить Норвегии, богатой нефтью стране, о своем скромном прошлом. "Норвегия очень изменилась. Мы уже не можем себе представить простую жизнь, которой жили люди в этом доме. Они выращивали овощи, ловили рыбу, шили себе одежду и жили очень просто, не гонясь за деньгами", - говорит художница.
Хеске заявляет, что она скорее философ, чем плотник или художник. "Люди думают, что реальность является фиксированной. Но вы знаете, это не так", - поясняет она.
Дом фермера должен был быть снесен, потому что стоял на месте, где строят новую дорогу в Швецию. Он принадлежал компании, которая занимается дорожным хозяйством. Владельцы отдали здание Хеске с условием, что оно послужит искусству.
"Столкновение двух, казалось бы, несопоставимых миров, делает этот опыт таким поразительным. Это относительно простая художественная стратегия, но сдвиг во времени и месте не стоит недооценивать", - пишет Kunstkritikk, отмечая, что задумка Хеске охватывает "политику, семейные ценности и сентиментальность". Критики разглядели в противостоянии старого дома и здания парламента приглушенный протест, "будто дом сам приполз, чтобы умолять о своем дальнейшем существовании".
Надо признать, дом вызвал большой интерес коллекционеров, несколько из них уже заявили о намерении приобрести здание после окончания выставки в январе. Арт-проект Хеске является частью более крупного проекта под названием "Осло Пилот", в рамках которого в столице Норвегии организуют временные выставки современных скульпторов, уточняет сайт стортинга.