Сегодня день рождения старейшей актрисы Москвы, ветерана театра имени Маяковского Нины Тер-Осипян. Ей исполняется 92 года. До сих пор она выступает на сцене родного театра, одним своим появлением вызывая овации в зале.
Нина Тер-Осипян окончила так называемую Школу юниоров √ студию при театре Революции. Почти сразу же она в числе остальных студентов она начала выходить на сцену этого театра, а уже на третьем году обучения судьба сводит начинающую актрису с великим Всеволодом Мейерхольдом. Тот репетирует "Доходное место", и Тер-Осипян играет в нем Кукушкину. А еще спустя несколько лет все московские критики пишут о молодой характерной артистке, с блеском исполняющей небольшие роли в спектаклях "Ромео и Джульетта" и "Таня". "У нас в Школе юниоров по актерскому мастерству занимались только отрывками, √ вспоминала Нина Мамиконовна. √ Остальное √ бокс, фехтование, биомеханика. Основной упор был на тело. Когда мне было 15 лет я, конечно, боксировала так, что мне даже нос разбили! А биомеханика! Я падала на спину и спокойно вставала! Люблю балет. Станком занималась всю жизнь. И сейчас соблюдаю форму, хожу в бассейн, каждый год езжу в Сочи и плаваю в море по часу".
Во время войны театр был эвакуирован в Ташкент, но Тер-Осипян заболела амебной дизентерией и была оставлена на лечение в Москве. Здесь она вновь вышла на сцену √ Театр драмы был единственный функционировавший театр в полупустой столице, где работали все оставшиеся актеры и режиссеры. Там Нина Мамиконовна и прослужила до конца войны, а театр Революции, когда вернулся, слился с Театром драмы и стал называться Московским театром имени Маяковского.
Амплуа у Нины Мамиконовны сложилось сразу. Характерная внешность армянской женщины не позволяла играть ни Джульетту, ни Офелию, ни Любовь Шевцову. И все равно Тер-Осипян поначалу дико боялась своего носа √ подтягивала его, гримировала. Со временем она от грима отказалась и стеснительность свою поборола. Ее по праву называют одной из лучших комедийных актрис московской сцены.
В кино Тер-Осипян снималась совсем немного: "Горянка", "Бабушкин внук", "Синегория", "Ищите женщину", "Не сошлись характерами". Большое удовлетворение принесла ей совместная работа с Никитой Михалковым, у которого в "Пяти вечерах" Тер-Осипян сыграла роль опять же небольшую, но интересную, единодушно отмеченную кинокритиками. Был в ее жизни чилийский режиссер Себастьян Аларкон, который снимал ее во всех своих российских фильмах. И был Георгий Данелия, у которого Нина Мамиконовна, по признанию, готова играть палку, безмолвно стоящую в углу. Актриса снялась у него в фильмах "Паспорт" и "Настя".