Некоторые произведения для виолончели Иоганна Себастьяна Баха были написаны не им, а его второй женой Анной Магдаленой. Такой сенсационный вывод сделал авторитетный австралийский музыковед Мартин Джервис.
Согласно мнению профессора школы музыки Университета Чарльза Дарвина, Анна Магдалена появилась в жизни великого немецкого композитора на несколько лет раньше, чем до сих пор считалось - не 1720-1721 годах, а в 1713 году. Исходя из этого, а также из анализа нотных записей произведений, Джервис пришел к заключению, что автором сюит для виолончели была именно Анна Магдалена.
Такую точку зрения разделяет и музыковед из Королевского университета в Белфасте Йо Томита, который называет утверждения австралийского коллеги "очень важными", сообщает ИТАР-ТАСС. Между тем преподаватель лондонского Королевского университета Холлоуэй Стивен Роуз считает сомнительными заявления Джервиса.
"Возможно, она вносила правку, детализировала или выверяла многие его композиции, однако не существует достаточных доказательств того, что она самостоятельно написала сюиты для виолончели", - сказал Роуз.
Жены помогали многим великим людям
Многие великие люди, по большей части, это писатели, полагались на помощь жен, или, за их неимением, на сестер или дочерей, в написании многотомных трудов. В их число входят Вордсворт, Набоков, Карлайл, Дик Фрэнсис.
Стоит отметить, что иногда вклад жены сводится просто к тому, чтобы обустраивать быт, делая жизнь мужа максимально комфортной, расчищая для него творческий путь, чтобы ничто ему не мешало. Такими были Джесси Конрад (жена Джозефа Конрада) и Нора Джойс (жена Джеймса Джойса). Обе эти женщины, как пишет Джеффри Майерс в книге "Замужем за гением", обеспечивали некоторую стабильность своим балансирующим на грани срыва супругам.
Однако не все жены довольствуются такой миссией. Джейни Карлайл, которая сама была высокообразованной и харизматичной женщиной, занималась тем, что оберегала своего мужа от "зануд" и поклонников, пока он трудился над очередной главой. По словам профессора Розмари Эштон, автора книги "Томас и Джейн Карлайл", Джейн "претила эта ставшая невыносимой роль, хотя ее мужу это приносило несомненную пользу".
Другие писатели использовали собственную семейную жизнь в качестве прямого источника вдохновения. В качестве примера можно привести Ф. Скотта Фитцжеральда и Д.Х. Лоуренса.
Жена Набокова была его машинисткой, корректором, редактором, агентом, менеджером, шофером. При этом, если верить биографу Набокова Брайану Бойду, Вера не делила с ним брачное ложе.
Еще один известный пример - Вордсворт, который поручал сестре, жене и невестке переписывать его рукописи. Некоторые утверждают, что сестра Дороти делала больше, чем переписчица, напрямую принимая участие в творческом процессе. Он определенно черпал вдохновение из ее дневников.
Долгие годы ходили слухи, что жена Дика Фрэнсиса Мэри была истинным автором детективных романов из жизни жокеев. Они оба это отрицали, но Фрэнсис всегда отдавал должное супруге и говорит, что если бы не она, он бы не написал своих книг. Она в том числе исправляла то, что он написал, и правила орфографические ошибки.
Привлекая жену как помощницу в исследовательской части, можно не беспокоиться, что ваш ассистент сбежит и напишет свой собственный "спойлер". Поэтому модель вовлечения жены в такого рода бизнес как нельзя более эффективна. После смерти Мэри в 2001 году Фрэнсис не написал больше ни одной книги.
Самый экстремальный пример такого рода организации творчества - Анри Готье-Виллар. В начале ХХ века он был невероятно известным французским критиком. Самой известной из его работ была серия романов "Клодин", которые он опубликовал под псевдонимом "Вилли". Впоследствии выяснилось, что на самом деле их написала его жена Сидони-Габриель Колетт, которую он запирал в комнате и не выпускал, пока она не напишет необходимое количество страниц. По вполне понятным причинам вскоре она развелась с ним и сама прославилась как автор книг, которые публиковала под своей фамилией Колетт.
В случаях, когда речь идет о том, чтобы воздать должное, наблюдается крен и в противоположную сторону. Так, Джон Стюарт Милль воздавал невероятные почести своей жене Хариетт, которая, вероятно, вовсе этого не заслуживала.
Как считают биографы, это было вызвано потрясением от того, что наконец нашлась женщина, которой он показался привлекательным. Милль объявил всему свету, что его работы обязаны буквально всем этой отличающейся моральным и интеллектуальным превосходством женщине и что все его идеи - ее заслуга. Однако современные ученые сомневаются, что роль жены в данном случае настолько значима.