Jacob Forsell / dn.se

В Швеции в возрасте 89 лет скончался классик мирового кино, шведский режиссер Ингмар Бергман, сообщают шведские СМИ. Он был одним из величайших деятелей кино XX века.

Кинорежиссер умер у себя дома, на острове Фаро, сообщает Associated Press со ссылкой на его дочь Еву. По словам женщины, "отец ушел спокойно и безболезненно".

Бергман был номинирован на премию "Оскар" 9 раз, его фильмы удостаивались этой награды трижды как лучшие иностранные картины. За свою жизнь режиссер снял около 50 фильмов.

Режиссер был женат пять раз, последней его супругой была Ингрид фон Розен. Кроме того, он является отцом восьми детей, а об одной из своих дочерей он узнал только тогда, когда ей исполнилось 22 года, сообщает телеканал BBC. Неудивительно, что в его картинах отношения между женатыми парами часто выходят на первый план.

Конец целой эпохи

Со смертью классика шведского кино Ингмара Бергмана перевернута страница истории мирового кинематографа, считают российские режиссеры.

Так, создатель оскароносного фильма "Москва слезам не верит" Владимир Меньшов убежден, что с его кончиной "рухнул один из самых мощных столпов, который поддерживал мировой кинематограф и, в особенности, европейский", приводит его слова ИТАР-ТАСС.

"Кино возникло как балаган, и очень долго училось не только развлекать, но и поучать, - сказал режиссер. - Бергман первым отказался от развлекающей составляющей, сделав кино таким же умным и свободным, как литература. По сути, именно с него и началось авторское кино".

Меньшов напомнил, что шведский мастер сочетал в себе таланты режиссера и писателя, он сам придумывал сценарии к своим картинам. "Все его фильмы, начиная с настоящего шедевра "Земляничная поляна" - это глубокие философские ленты, проникнутые трагическим осмыслением жизни", - отметил Меньшов.

Он добавил, что по отношению к Бергману не может быть никаких других чувств, кроме восхищения. "Режиссер прожил славную длинную жизнь, многое сделал и за это ему большое спасибо", - заключил Меньшов.

"Со смертью Бергмана закончилась целая веха мирового кинематографа", - считает секретарь Союза кинематографистов РФ Клим Лаврентьев.

По его словам, теперь "началась новая эпоха в развитии кино, где существуют совершенно иные творческие приемы". Однако, "любой режиссер, который будет вступать на эту стезю, будет обязательно изучать творчество мастера", добавил Лаврентьев.

"Мне жаль, что последние несколько лет Бергман старался быть один, живя вдалеке от друзей и коллег, он прощался с миром, как может прощаться только поистине великий художник", - заключил секретарь Союза кинематографистов.

Биография

Эрнст Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в Швеции, в городе Упсала. Отец будущего режиссера был лютеранским священником королевской семьи и отличался строгостью нравов.

Любопытно, что уже в детстве Бергман помогал провинциальному кинооператору в наладке оборудования для показа фильмов. Впоследствии он окончил Стокгольмский университет, где изучал литературу и историю искусств.

Профессионально работать в кино Бергман начал в 1941 году, редактируя сценарии. Первой собственной работой Бергмана в этой области был сценарий под названием "Травля", который был экранизирован в 1944 году. Тогда же он стал руководителем городского театра в Хельсингборге.

Через два года Бергман дебютировал с собственной картиной "Кризис". А мировое признание получили его режиссерские работы 50 - 60-х годов - "Земляничная поляна", "Седьмая печать", "Молчание", "Персона".

Выдающийся режиссер продолжал активно работать в кино и последующие десятилетия, причем почти для всех своих картин сценарии писал сам. В 70 - 80-е годы на экраны вышли "Прикосновение", "Шёпоты и крики", "Осенняя соната", "Из жизни марионеток", "Змеиное яйцо", "Фанни и Александр". Последняя картина была награждена "Оскаром" в четырех номинациях, включая и категорию "лучший иностранный фильм", сообщает телеканал SkyNews.

Кроме того, Ингмар Бергман, начинавший свой творческий путь как театральный режиссер, поставил пьесы Уильяма Шекспира, Генриха Ибсена, Антона Чехова, Августа Стриндберга.

Сам Бергман признавался, что не любит смотреть свои фильмы, потому что они вгоняют его в депрессию. В 1982 году Бергман объявил, что уходит из кино и целиком посвящает себя театру.

В своих фильмах Бергман отражал природные краски родной Скандинавии, славящийся холодным великолепием. В его картинах мрак, порождающий клаустрофобию, сочетается с нежным весельем подобно тому, как на смену зимним полярным ночам приходят яркие летние вечера.

Режиссер мастерски умел притрагиваться в своих картинах к самым сложным темам, построенным на переживаниях, как, например, сумасшествие или эпидемия. При этом его картины славились до тонкостей выверенным сценарием.

Огромную роль в творчестве режиссера играла работа оператора. Неслучайно в течение многих лет напарником Бергмана по съемочной площадке был оператор Свен Нюквист.

Бергман был, "вероятно, самым великим кинорежиссером, учитывающим (в своей работе) буквально всё", заявлял его коллега Вуди Аллен на 70-летнем юбилее режиссера в 1988 году.

Своим учителем Бергмана считали Андрей Тарковский и Роберт Олтман.

Дата похорон кинорежиссера пока не определена, сообщается лишь, что они состоятся в узком семейном кругу.