ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики The New Times:
Среди малоутешительных экономических итогов 2009-го кризисного года, один результат явно выделяется со знаком плюс. Потребительская инфляция выросла за 12 минувших месяцев на 8,8 процента. Столь низкой инфляции в России не было ни разу за все годы реформ. До этого рекордным считался 2006 год, когда инфляция застыла на цифре 9 процентов. И хотя некоторые независимые экономисты уже выразили сомнение в правильности расчетов Росстата, факт следует признать: прошедший год ознаменовался сравнительно невысоким для России ростом цен.
Достижение тем более значительное, если вспомнить, что по результатам первого квартала 2009-го, инфляция уже подросла на 5,4 процента. После обнародования тех данных, экономисты спорили лишь об одном: превзойдет она по итогам года 15 процентов (к этому склонялось большинство экспертов) или нет. Действительность же оказалась вполне радужной: за оставшиеся 9 месяцев года цены прибавили лишь 3,4 процента, посрамив скептиков. Впрочем, мы бы не советовали слишком бурно радоваться этому достижению. В наших прошлогодних колонках мы неоднократно обращались к теме инфляции и не уставали повторять: торможение роста цен - отнюдь не достижение наших властей и не результат поступательного развития нашей экономики. Это всего лишь событие из разряда "не было бы счастья - да несчастье помогло".
Несчастье в лице мирового финансового кризиса. Цены перестали расти в результате совокупного воздействия кризисных факторов, вовсю проявивших себя в 2009-м: падения производства, падения спроса на продукцию, оттока капиталов, снижения доходов населения, коллапса банковского кредитования, роста явной и скрытой безработицы.
Между тем, инфляционный характер нашей экономики никуда не делся и уже вовсю проявляет себя в первые недели 2010-го года. Доказательства? Сколько угодно. Будучи вынуждены в прошлом году сдерживать тарифы естественных монополий, теперь власти решили, что нужно отыгрываться на населении. В результате тарифы на ЖКХ для населения в Москве враз скакнули на 26 процентов, а в крупных городах - в среднем на 20 процентов. Понятно, что рост этих тарифов снова повсеместно заводит маховик инфляции, ведь эти расходы входят в себестоимость практически всех товаров. С января также активно начали дорожать продукты питания, а кое-где и бензин. В общем, в рост пошла вполне привычная "горючая смесь" товаров и продуктов, которые все последние годы и разгоняют инфляцию в стране. Между тем, сейчас в России, едва ли не впервые в нашей новейшей истории, создались выигрышные условия для того, чтобы действительно обуздать инфляцию. Стыдно хвастаться инфляцией в 9-10 процентов, при том, что все развитые и большинство развивающихся экономик давно не знают инфляции выше 2-3 процентов в год.
Чтобы хотя бы приблизиться к мировым стандартам, от правительство требуется не на словах, а на деле начать проводить жесткую антиинфляционную политику: это не так уж сложно сделать в условиях, когда нет былого безудержного роста внешних займов, кредитов, зарплат. Однако для этого нужно проявить политическую волю: не накачивать экономику избыточной денежной массой, жестко ограничивать бюджетные расходы, последовательно удешевлять кредиты, не идти на поводу у естественных монополий, постоянно требующих повышения тарифов.
Первые недели наступившего года особых надежд на проведение подобной политики не дают. Инфляция снова рванула вверх: за первую неделю января рост цен составил 0,7 процента. В связи с этим вызывают серьезный скептицизм планы правительства, вдохновленного прошлогодним успехом, довести в нынешнем году инфляцию до 6,5 - 7,5 процентов.
Нет, довести-то ее до такого уровня можно, но в условиях нашей экономической действительности это будет означать ни что иное, как новый производственный коллапс, еще большее снижение доходов населения и еще более резкое снижение покупательского спроса. Как говорится, не приведи Господь - лучше уж высокие цены.