NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Несмотря на международные договоренности в рамках "большой двадцатки" не прибегать к протекционизму для решения собственных экономических проблем, большинство подписавшихся под этими договоренностями глав государств уже санкционировали и продолжают санкционировать введение множества мер, направленных на дискриминацию импорта и поддержку внутреннего производства.

Россия на этом поприще была признана мировым лидером, по крайней мере, в одной из номинаций. "Отличились" и другие страны - буквально сейчас сразу в нескольких направлениях активно развивается конфликт между США и Китаем, который, по оценкам некоторых экспертов, может привести к полномасштабной торговой войне. По крайней мере, китайские власти, реагируют на американские защитные меры очень болезненно.

Впрочем, не о них речь, а также не о том, "кто первый начал". Так уж устроена экономика: все понимают, что, "если все" начнут снимать деньги в банках, избавляться от той или иной валюты или долговых инструментов, возводить торговые барьеры, крах (банка, валюты, мировой торговли, а вслед за ней и надежды на выход из кризиса) неминуем.

И все же соблазн слишком велик, а политическое давление со стороны лоббистов непереносимо, вот правительства и "дают слабину" - под разговоры о "стратегических отраслях" или (еще того чаще) - обвинения в демпинге и скрытом субсидировании - начинают возводить барьеры на пути импорта.

Россия не член ВТО, с нас и спрос невелик - реальных механизмов воздействия на российское правительство нет, а нарушение договоренностей в рамках "двадцатки" никаких юридических последствий не имеют. Правда и российские экспортеры беззащитны перед аналогичными ограничениями, но попробуй поборись со страной, основу экспорта которой составляют биржевые товары.

"Этот год у нас действительно получился протекционистским", - делится с газетой сотрудник Минэкономразвития. При этом пару дней спустя помощник президента Аркадий Дворкович на пресс-конференции, посвященной подготовке к саммиту "двадцатки", не менее искренне заявляет: "Мы будем настаивать на том, чтобы в полной мере выполнялись решения и обязательства, принятые на предыдущих саммитах".

В принципе российским властям не привыкать пользоваться тем, что кто-то другой выполняет обещания и договоренности - взять тот же пример с данным ОПЕК обещанием снизить экспорт нефти, за которым последовал рост как добычи, так и экспорта.

Однако сейчас политика "защиты отечественного производителя" может привести к серьезным последствиям для экономики страны. И случиться это может уже в следующем году.

В четверг вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин пообещал "рывок по снижению бедности в стране". Главной основой этого рывка должна стать пенсионная система.

Средняя пенсия в России должна вырасти с 4,2 тысячи рублей на начало текущего года до почти 8 тысяч рублей на начало 2010 года. Дотации федерального бюджета на выплату пенсий, их перерасчет, а также ежемесячные денежные выплаты и другие пособия, назначаемые Пенсионным фондом России, в 2010 году составят более 2,5 триллиона рублей.

Это действительно мощный стимул для внутреннего спроса. Можно не сомневаться, что львиная доля пенсионной прибавки очень быстро - практически сразу будет предъявлена в качестве оплаты товаров или услуг, став стимулом для развития производства этих самых товаров и услуг.

Вроде неплохо. Проблема лишь в том, что спрос появляется сразу, а на то, чтобы наладить производство, уходит время, а в нашей стране, даже после столь эффектно проведенной дебюрократизации, - время немаленькое.

На эти грабли нынешний президент уже наступал в ходе реализации придуманного им нацпроекта "Доступное жилье", в котором упор был сделан на стимулирование спроса через развитие ипотеки. Главный эффект этой программы - взлетевшие цены на жилье и стройматериалы, а потом и лопнувший вместе с девелоперами "пузырь".

Товары народного потребления не недвижимость, спрос может удовлетворяться и за счет импорта, но именно этого власти и не хотят, именно с импортом ведут непримиримую борьбу. Значит поползут наверх цены.

Сейчас ЦБ и правительство обещают снижение инфляции, однако как с ней будут бороться, никто почему-то не уточняет. Излюбленный Банком Росси метод - укрепление рубля - премьер Путин забраковал. Остается традиционный для развитых стран способ борьбы с инфляцией - повышение ставок.

Кредиты у нас и так недешевы - наладить или расширить производство и с нынешним уровнем ставок - утопия. А если ЦБ опять примется повышать ставки, как это было в конце прошлого года, то надежды на развитие чего-то, лишенного госдотаций, можно смело похоронить.

Государство потребительский сектор - как недостаточно высокотехнологичный - развивать не думает. Гораздо более перспективными почему-то считаются автопром, авиапром, атомпром, ракетопром и прочие названные президентом приоритеты.

Представить себе пенсионера, покупающего самолет или место в космическом корабле, даже после того, как этому пенсионеру почти вдвое повысят пенсию, довольно сложно.

Выход один - отказаться от протекционизма, и внутренний спрос будет стимулировать сначала импорт (а с ним и выход из кризиса соседей, которые начнут наращивать производство и, соответственно, потребление сырья), а после и инвестиции в производство на месте товаров и услуг.