МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Штатный правительственный пессимист, министр финансов Алексей Кудрин, наконец перестал говорить о "второй волне" кризиса и озвучил прогноз, который существенно отличается от официального, заложенного в бюджете. Отток капитала из страны уже в этом году может смениться притоком, и страна получит до 20 млрд долларов положительного сальдо.
Кроме того, министр финансов обещает, что будет пересмотрен прогноз среднего курса рубля на 2010 год: "В прогнозе заложена средняя цифра по году 33,9 рубля за доллар. Сейчас уже очевидно, что она будет меньше", - цитируют Кудрина агентство РИА "Новости".
Дмитрий Панкин, заместитель Алексея Кудрина, огорошил инвесторов, приготовивших деньги для покупки российских гособлигаций, новостью о том, что в 2011-2012 годах Россия может занять на внешнем рынке втрое меньше, чем планировалось - по 7 млрд долларов в год вместо 20.
Причем не исключено, что и этих денег Россия занимать не будет, особенно если нефть продолжит оставаться дороже 70 долларов за баррель, а бюджетный дефицит сохранится на нынешнем уровне в 3-3,4%. Наконец, Панкин в очередной раз заговорил о возможности размещения на внешних рынках рублевых облигаций, которые хороши уже хотя бы тем, что снижают валютные риски минфина - ведь бюджетные расходы в стране до сих пор остаются рублевыми.
Самое интересное, что прогнозы минфина многие аналитики считают деже несколько консервативным - и по цене на нефть, и по притоку капитала. По данным EFPR Global, с начала этого года Россия удерживает лидерство по нетто-привлечению денег в фонды акций среди стран БРИК. Фонды, которые формируются из акций российских компаний, получили с 1 января по 21 апреля 1,72 млрд долларов.
Казалось бы, поводов для оптимизма более чем достаточно. Единственное опасение, которое вызывает достаточно резкая смена оттока капитала из страны его притоком - угроза инфляции. Эксперты пока констатируют замедление роста цен по сравнению с прошлым годом. Однако не следует забывать, что начало 2009 года было отмечено девальвацией рубля и ростом цен на импорт, прежде всего, продовольственный.
В этом году инфляция пока сдерживается укреплением рубля. Однако "плавность" этого укрепления достигается ценой регулярных интервенций ЦБ на валютном рынке. До поры до времени, поступающие благодаря этому в экономику деньги - явление положительное, ставшее дополнительным стимулом восстановления. Банки и компании насытились, наконец, деньгами, в которых испытывали острую нужду год назад.
Однако уже сейчас в банковской системе начала скапливаться избыточная денежная масса, которая не востребована ни предприятиями, ни населением. Как это ни парадоксально, но планы минфина резко сократить объем валютных и, возможно, рублевых заимствований, лишает банки одного из наиболее надежных инструментов хранения средств. В аналогичной ситуации оказываются и другие институциональные инвесторы, например, негосударственные пенсионные фонды.
Выходов у российских банков два: пытать счастья на фондовом рынке, что чревато надуванием нового "пузыря", либо активизировать выдаче корпоративных и розничных кредитов, радикально снизив требования к заемщикам. Оба этих варианта не слишком хороши, поскольку чреваты серьезными потерями в будущем.
При этом ужесточать денежную политику и повышать ставки ЦБ тоже не может, поскольку высокие ставки приведут лишь к росту привлекательности рубля для иностранцев, заимствующих под гораздо более низкие проценты. Приток "горячей" валюты усилится, и ЦБ, скупая ее лишь добавит масла в огонь - рублей в российскую экономику.
Выходом был бы уход Банка России с валютного рынка и прекращение интервенций, однако руководство ЦБ не решается сделать последний шаг и отпустить рубль в "свободное плавание", сосредоточившись на инфляции, без четких политических указаний со стороны высшего политического руководства страны. К сожалению, просьба ЦБ определиться так и не была услышана.