Russian Look

Хотя экономика России формально подходит под параметры растущих экономик БРИКК (БРИК плюс Южная Корея), наука в отличие от них стагнирует и количественно, и качественно, - к таким выводам пришли эксперты из Thomson Reuters.

Компания Thomson Reuters периодически выпускает обзоры тенденций развития науки в разных странах, основанные на публикационной активности. Внимание ее экспертов привлекли не традиционные научные лидеры из G7, а развивающиеся страны, к которым относят и Россию.

Новый обзор, который анализирует Газета.ру, проводит сравнительный анализ различных индикаторов развития науки в БРИКК: финансирование в процентах ВВП, число активных исследователей, годовое число публикаций и их распределение по областям, индекс цитируемости и число патентных заявок.

Из 28-страничного отчета следует, что хотя ВВП России растет, научные показатели в России весьма далеки от таковых в БРИКК. Финансирование науки в РФ в процентах ВВП значительно ниже достаточных 2%, признаваемых в G7, и не показывает стабильного роста, как у Китая и Кореи: Уже 20 лет показатель колеблется вокруг 1,1%, к счастью, редко опускаясь ниже 1%.

Число исследователей в России за последние 10 лет медленно, но неуклонно падает (максимальным было значение около 500 тысяч). Наиболее слабой стороной развития науки в России является ее внедрение в экономику (эксперты выражают его в патентной активности).

"Среди стран БРИКК выделяется Китай, который принял инновации как двигатель экономического развития. Пятилетние планы показывают стремление страны перейти от экономики производства к экономике знания. В последнем из них обозначены четкие задачи для достижения этой цели: повысить затраты на НИОКР с 1,75% ВВП в 2010 году до 2,2% ВВП в 2015 году, подняться в рейтинге цитирования в международных журналах с 8-го на 5-е место и увеличить патентную активность с 1,7 до 3,3 на 10 тысяч человек", - говорится в отчете.

Среди стран БРИКК лишь Китай и Корея могут похвастаться заметной патентной активностью, причем если в Корее она находится на стабильно хорошем уровне с тенденцией к росту, то в Китае она растет постоянно. Для России, Индии и Бразилии патентование и, соответственно, внедрение разработок остаются слабым местом. Это напрямую отражается на частных вложениях в НИОКР: в этих странах инвестиции остаются низкими.

Напомним, что и по результатам исследования ВЦИОМ, интерес россиян к научно-техническим открытиям за последние шесть лет значительно снизился - с 68% в 2007 году до 47% в 2013 году.

Параллельно снижению интереса к науке и технике росло количество безразличных к новым достижениям в этих сферах: с 28% шесть лет назад до 49% сейчас. Кроме того, 79% россиян не смогли назвать хотя бы одного видного ученого (в 2007 году таких было 67%).

Самыми известными российскими учеными у тех, кого интересуют новые достижения в науке, оказались Жорес Алферов и Сергей Капица (их назвали 5% и 3% соответственно). Третье место поделили Андрей Сахаров и Григорий Перельман (по 2%).

Научные и технические достижения чаще всего входят в сферу интересов мужчин (54%), активных пользователей интернета (57%), обеспеченных и высокообразованных (по 53%) россиян. Индифферентными к науке оказались женщины (54%), малообразованные (67%), малообеспеченные (54%) и те, кто не пользуется интернетом (57%).

Среди областей науки, которые вызывают наибольший интерес у россиян, - медицина (25% интересующихся наукой), технические достижения (19%), астрономия и изучение космоса (16%).

Зато скандально известный проект "Чистая вода" лжеученого Петрика поддерживал Высший совет партии "Единая Россия", а правительство только в прошлом году исключило "Чистую воду" из списка федеральных программ.