Национальный план по борьбе с коррупцией предполагает изменения в 25 действующих законов. Контроль за выполнением плана и, соответственно, подготовка закона о лоббистской деятельности возложены на главу администрации президента Сергея Нарышкина.
Как напоминает РБК daily, попытки цивилизовать лоббизм в истории новой России предпринимались неоднократно.
Закон о регулировании лоббистской деятельности дважды готовился депутатами Госдумы: впервые еще в начале 90-х годов прошлого века (но ни разу не преодолел даже первого чтения), а во второй раз — в 2003 году, накануне выборов в Госдуму.
Во второй раз тема лоббизма возникла в связи с тем, что ЮКОС рассматривал возможность официального финансирования политических партий. Один из авторов законопроекта о лоббизме 2003 года, экс-депутат Госдумы и лидер "Союза правых сил" Борис Немцов (второй автор — тогдашний сопредседатель СПС Ирина Хакамада), пояснил РБК daily, что при подготовке закона за основу был взят американский опыт.
Законопроект предполагал лицензирование лоббистской деятельности, предоставление публичных отчетов лоббистов о том, как именно проходил процесс лоббирования, отчет о доходах от лоббистской деятельности, свободный доступ в государственные органы.
Участники рынка идею принятия закона поддерживают, но иллюзий по поводу его эффективной работы не питают. Легализация лоббизма является всего лишь дополнительной возможностью чиновникам заработать на лицензировании лоббистской деятельности.
Официальный лоббист, получивший лицензию, ничего не добьется, все по-прежнему будет решать человек, пришедший в инстанцию, условно говоря, с чемоданом денег, считает один из экспертов газеты.
Проблема заключается в специфическом формате взаимодействия власти и бизнеса в России. "Так уж сложилось, что кураторы бизнеса в исполнительной или законодательной власти предпочитают иметь дело с первыми лицами", — полагает глава РСПП Александр Шохин.