Архив NEWSru.com

Российские государственные энергетические компании "Газпром" и "Роснефть" в четверг открыто сцепились из-за запланированной сделки по слиянию, заставив СМИ крепко задуматься о том, как понимать их заявления.

Американская The Wall Street Journal подмечает, что развитие событий в четверг демонстрирует "раскол с руководством Кремля относительно того, кому предстоит контролировать самые богатые в мире залежи нефти и газа". От Кремля и следует ждать разъяснений. До сих пор оттуда не поступало никаких официальных заявлений, но WSJ утверждает, что ждать осталось недолго. Разъяснения станут достоянием общественности в ближайшее время. (Перевод статьи на сайте Inopressa.Ru.)

Пока же разобраться в том, кто в этой истории врет, решительно невозможно. Уже на следующий день после того, как их главы, сидя бок о бок, объявили по российскому телевидению, что было принято окончательное решение о слиянии, "Роснефть" публично выразила разногласия в связи с принятым уже решением. "Роснефть" выступила с новым заявлением, в котором сообщила, что намерена сохранить контроль над своими активами, а вечером глава "Газпрома" публично заявил, что процесс слияния идет своим ходом. Ближе к ночи задача толкователя еще немножко усложнилась. Источник, близкий к совету директоров "Роснефти", сообщил "Интерфаксу", что публикация скандального пресс-релиза была "технической ошибкой пресс-службы", что Сергей Богданчиков находится в отпуске и поэтому не мог санкционировать этот пресс-релиз. "Коммерсант" утверждает, что в действительности эта информация была распространена сотрудниками администрации президента по распоряжению главы администрации президента Дмитрия Медведева.

"Ведомости" отмечают, что в истории с продажей "Юганскнефтегаза" количество "не соответствующих действительности" заявлений явно превышает все допустимые нормы. А сравнивая друг с другом высказывания фигурантов этой истории, можно сойти с ума.

"Время новостей" добавляет, что события вчерашнего дня показали, что говорить об эффективной административной вертикали довольно трудно. "Государевы люди", какими являются топ-менеджеры принадлежащих государству компаний, способны развязать друг против друга боевые действия вполне в духе "банковских войн" середины 1990-х.

В четверг вечером информационное агентство "Интерфакс" со ссылкой на источник, близкий к руководству "Роснефти", сообщило, что пресс-релиз компании был ошибкой. С представителями "Роснефти" для комментариев связаться не удалось. Представитель "Газпрома" сказал, что сделка состоится, как и было объявлено в среду, причем "Газпром" получит все активы "Роснефти" за исключением "Юганскнефтегаза", сибирской компании, некогда являвшейся бриллиантом в короне ЮКОСа.

The Wall Street Journal в своем комментарии констатирует: "по мере того как Кремль усиливал контроль над энергетическим сектором - центром российской экономики и важнейшим источником международного влияния, между различными фракциями внутри правительства и государственными компаниями начали возникать конфликты". Эти колебания вряд ли повлияют на общее направление стратегии Кремля, которая заключается в усилении контроля правительства над нефтяным и газовым секторами при одновременном предоставлении иностранным инвесторам возможностей для приобретения миноритарных долей некоторых из активов. Однако вопрос о том, кто будет контролировать принадлежащие государству компании, является источником жарких дискуссий, учитывая огромные ресурсы, поставленные на кон.

История лжи вокруг слияния "Газпрома" и "Роснефти"

В свое время руководитель Росэнерго и член совета директоров "Роснефти" Сергей Оганесян говорил, что "Роснефть" купила "Юганск" на деньги, позаимствованные у китайской CNPC в качестве предоплаты в счет будущих поставок нефти в Китай.

Потом министр финансов Алексей Кудрин сказал, что это Внешэкономбанк занял 6 млрд долларов у китайских банков, а затем выдал их "Роснефти". Потом пресс-служба Минфина заявила, что ВЭБ к сделке не причастен, а сама "Роснефть" - что получила кредит не на оплату акций "дочки" ЮКОСа, а на какие-то "капиталоемкие стратегические проекты". А потом с опровержением выступил и китайский МИД.

Через несколько дней "Роснефть" чуть было не повесила долг перед китайцами на три собственные "дочки" при помощи сложных вексельных схем, которые вызвали сильное недоумение даже в администрации президента. И уже назначила дату внеочередных собраний акционеров, которые должны были одобрить сделки, но потом отменила. А в среду стало известно, что "Юганскнефтегазом" владеет не только "Байкалфинансгрупп", но и мало кому известные ООО "МЕГА АЛЬЯНС" и ЗАО "Форпроект XXI". Ситуацию менеджеры не объясняют.

"Ведомости" полагают, что объяснение может оказаться предельно банальным. В конце февраля "Юганскнефтегаз" продал "Роснефти" 55 млн тонн нефти, т.е. почти всю годовую добычу, по смехотворной цене - 100 долларов за тонну. Видимо, тогда Сергей Богданчиков думал, что продает нефть себе, а оказалось - "Газпрому". Ведь по новой схеме вместо контроля за "Роснефтью" Богданчиков получает "пустой" "Юганск".

"Может быть, герои истории обманывают не общественность, а друг друга? - задаются вопросом "Ведомости". - Остается искренне сочувствовать президенту Владимиру Путину, которому рано или поздно придется придумать происходящему какое-то объяснение. Впрочем, у него это хорошо получается. Например, так: "Сегодня государство, используя абсолютно легальные рыночные механизмы, обеспечивает свои интересы".